9.4. При проектировании технического перевооружения (реконструкции) существующих ВЛ учитываются данные об их отрицательном воздействии на окружающую природную среду и население и при наличии таковых предусматриваются конструктивные и проектные решения (а при необходимости и специальные мероприятия или технические средства), снижающие указанные воздействия до безопасных величин.
9.5. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля определяются Санитарными правилами и нормами.
При необходимости в проектной документации приводятся рекомендации по контролю за соблюдением предельно допустимых уровней напряженности в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм.
9.6. Для предотвращения гибели птиц в районах прохождения ВЛ следует предусматривать:
закрытие верхних отверстий полых стоек железобетонных опор наголовниками;
установку противоптичьих заградителей на траверсах и тросостойках опор ВЛ 35-220 кВ в местах массового расселения крупных птиц и на путях их миграции.
9.7. При прохождении ВЛ по территории заповедников, национальных парков, курортов, пригородных зон отдыха, а также вблизи памятников истории и культуры рекомендуется выполнение мероприятий, направленных на уменьшение визуального воздействия ВЛ на естественные ландшафты.
9.8. В проектной документации ВЛ предусматриваются рекомендации по землеванию и рекультивации земель, восстановлению после завершения строительства земельных участков, предоставленных во временное пользование, до первоначального состояния (см. также пп. 11.14.2, 12.9).
9.9. В районах Крайнего Севера в проектах предусматриваются мероприятия по защите ягельников и мохорастительного слоя при прохождении по ним ВЛ.
9.10. Ширина просек в насаждениях определяется требованиями Правил устройства электроустановок.
Просеки по трассе ВЛ очищаются от вырубленных деревьев, кустарников, сучьев и других порубочных остатков. От пней очищаются полосы вдоль просеки шириной не менее 2,5 м для устройства проезда по трассе и площадки в местах установки опор, на остальной части просеки высота оставляемых пней не более 10 см при диаметре деревьев до 30 см и не более 1/3 диаметра дерева толщиной свыше 30 см.
В отдельных случаях корчевка пней или их срезка под уровень земли с последующей рекультивацией могут производиться по всей ширине просеки.
9.11. При прохождении ВЛ по участкам с вечномерзлыми грунтами при рубке просек не следует производить корчевание пней и кустарников, нарушать дерновый слой.
9.12. В проектно-сметную документацию технического перевооружения (реконструкции) ВЛ могут включаться:
9.12.1. Замена опор с оттяжками на участках сельскохозяйственных угодий на свободностоящие опоры.
9.12.2. Изменение трассы ВЛ на отдельных участках для выноса опор с сельскохозяйственных угодий, удаления ВЛ от памятников истории и культуры.
9.12.3. Установка на участках параллельного следования существующих ВЛ, в том числе разных напряжений, двух- и многоцепных опор.
9.12.4. Перестановка опор для размещения ВЛ в одном створе на участках параллельного следования существующих ВЛ по сельскохозяйственным угодьям.
10. Организация ремонта и технического обслуживания ВЛ
10.1. Форма и структура организации ремонта и технического обслуживания ВЛ, предусматриваемые в проекте ВЛ, определяются в соответствии с утвержденной схемой организации эксплуатации энергосистемы или проектом организации эксплуатации предприятия (района) электрических сетей (ПЭС или РЭС). При этом определяются местоположение производственных баз, состав необходимых помещений, оснащение средствами механизации и транспортом, складами аварийного запаса материалов и оборудования, средствами связи с учетом существующей материальной базы энергопредприятия и перспективных схем организации эксплуатации.
10.2. Ремонт и техническое обслуживание ВЛ осуществляются, как правило, централизованно специализированными бригадами с производственных баз предприятия (структурной единицы) или района электрических сетей, для чего в составе баз предусматриваются производственные помещения. При этом обеспечивается широкое применение передвижных ремонтных мастерских, машин, механизмов, средств малой механизации, такелажа и различных приспособлений.
10.3. Численность персонала, осуществляющего ремонт и техническое обслуживание ВЛ, определяется проектом по действующим нормативам.
10.4. Для проектируемой ВЛ предусматривается технологическая связь между ремонтными бригадами и диспетчерскими пунктами, базами, с которых осуществляется техническое обслуживание, а также между бригадами и отдельными электромонтерами. Если ВЛ обслуживается с нескольких баз, предусматривается связь между последними. Технологическая связь предусматривается и для пунктов временного пребывания персонала на трассе ВЛ.
10.5. В проектно-сметной документации ВЛ для обеспечения их нормальной эксплуатации по решению заказчика могут предусматриваться:
10.5.1. Сооружение новых или расширение существующих баз, с которых будет осуществляться ремонт и техническое обслуживание проектируемой ВЛ.
10.5.2. Сооружение жилья для персонала, осуществляющего ремонт и техническое обслуживание проектируемой ВЛ. При этом рекомендуется предусматривать строительство жилья долевым участием в кварталах жилой застройки населенного пункта в районе размещения базы, с которой намечено осуществлять ремонт и техническое обслуживание ВЛ.
10.5.3. Сооружение подъездов к трассе ВЛ и проездов вдоль трассы.
10.5.4. Сооружение на труднодоступных участках ВЛ, доступ к которым периодически невозможен, а также на участках трассы ВЛ, проходящих в безлюдных районах с суровыми климатическими условиями, пунктов временного пребывания персонала с помещениями для размещения ремонтных бригад, боксами для механизмов (при необходимости) с вертолетными площадками.
10.5.5. Аварийный запас материалов и оборудования для восстановления ВЛ с учетом срока службы ВЛ.
10.5.6. Технические средства по профессиональной подготовке персонала (тренажеры, полигоны и др.).
10.5.7. Увеличение на объем обслуживания проектируемой ВЛ парка машин и механизмов, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание ВЛ.
Включение в проектную документацию указанных в пп. 10.5.1-10.5.7 сооружений, средств и мероприятий, их объемы, типы, номенклатура, место сооружения предусматривается в техническом задании на ее разработку или, согласно техническому заданию, определяется (обосновывается) при разработке проектной документации.
10.6. Для ВЛ вновь осваиваемых классов напряжения, нового конструктивного исполнения, с опорами из новых материалов, а также для ВЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях (горы, болота, районы Крайнего Севера и т. п.), в составе проектной документации линий разрабатывается технология организации ремонта и технического обслуживания ВЛ.
10.7. Для ВЛ, на которых аварийно-восстановительные и ремонтно-эксплуатационные работы будут выполняться с использованием вертолетов, в залесенной местности предусматривается разрубка леса для обеспечения посадки вертолетов на трассе через каждые 3-5 км.
11. Организация строительства ВЛ
11.1. Вопросы организации строительства ВЛ в конкретных проектах разрабатываются в соответствии со Строительными нормами и правилами, действующими ведомственными строительными нормами по разработке проектов организации строительства (ПОС) и эталонами.
11.2. В ПОС приводятся расчеты продолжительности строительства, максимальной численности работающих, объемов первоначальной снегоочистки площадей застройки постоянных и временных сооружений, начинаемых строительством в зимнее время.
Расчетная продолжительность строительства для технического перевооружения (реконструкции) ВЛ определяется Строительными нормами и правилами.
Продолжительность демонтажных работ определяется по производственным нормам с учетом местных условий.
11.3. В составе задания на разработку обоснований инвестиций в техническое перевооружение и реконструкцию ВЛ и исходных материалов, выдаваемых вместе с заданием на проектирование, заказчик представляет проектной организации данные об условиях и сроках отключения ВЛ (полностью или по участкам) для выполнения работ по техническому перевооружению (реконструкции), а также о местах приемки (складирования) демонтированных элементов ВЛ или способе и месте их уничтожения.
11.4. В ПОС приводятся обоснования по выбору транспортных схем доставки основных грузов и местных материалов, по набору временных зданий и сооружений, используемых при строительстве ВЛ, по выбору принятых методов ведения основных строительно-монтажных работ.
11.5. Приведенный в ПОС календарный план строительства имеет поквартальную разбивку на весь период строительства и в общем случае составляется с выделением работ подготовительного периода и основных строительно-монтажных работ (устройство фундаментов, установка опор, монтаж проводов и грозозащитных тросов и др.).
Календарный план совмещается с графиком движения рабочей силы.
При разработке ПОС на комплекс (например, ВЛ - подстанция - переход) календарный план и ведомость объемов составляются совмещенными и с пообъектной разбивкой.
11.6. Работы по сооружению ВЛ, проходящей по сельскохозяйственным угодьям, производятся, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение их сохранности.
11.7. Для сохранения природного ландшафта, земельных угодий, а также сохранности монтируемых проводов и грозозащитных тросов рекомендуется предусматривать в ПОС выполнение монтажа опор методом наращивания, а монтажа проводов и грозозащитных тросов - под тяжением.
11.8. Ведомость потребности в основных строительных конструкциях и материалах составляется с распределением по годам строительства с выделением объектов (в случае проектирования комплекса) и временных сооружений.
11.9. Применение авиатранспорта при строительстве ВЛ рекомендуется для труднодоступных участков, оговаривается в задании на проектирование, утвержденном в установленном порядке, и обосновывается в проектной документации.
В ПОС в этом случае приводятся расчеты летных часов на различные виды рейсов (порожние, с грузом внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, для производства строительно-монтажных работ, для заправки горючим). Затраты на авиаперевозки определяются отдельно по каждому виду рейсов.
11.10. При определении подрядчика по строительству ВЛ путем проведения конкурса по выбору подрядной организации перечень данных, приводимых в ПОС конкретного проекта, согласовывается с заказчиком проекта.
Работы по техническому перевооружению (реконструкции) ВЛ в качестве подрядной организации могут выполнять полностью или частично организации заказчика (преимущественно работы, указанные в п. 1.9 настоящих Указаний).
11.11. В ПОС в общем случае приводятся следующие основные согласования: с владельцами карьеров - о возможности получения в требуемых объемах местных материалов, с местными органами - о временном отводе земли для размещения базовых и трассовых поселков, перевалочных баз и т. д., расположенных вне отведенной для нужд строительства территории, с управлением железной дороги - о возможности организации на станциях выгрузки прирельсовых складов. Полный перечень согласований определяется при разработке ПОС конкретного объекта.
11.12. Земли, нарушенные при строительстве ВЛ, восстанавливаются. Объем и характер работ по восстановлению определяются в зависимости от характеристик применяемых при строительстве механизмов (удельное давление на грунт и пр.), технологии работ по строительству, характеристик грунта.
11.13. Проектом организации строительства на участках пересечения и сближения с водоемами и водотоками, имеющими рыбохозяйственное значение, предусматриваются:
осуществление работ строго по проекту с соблюдением согласованных сроков строительства;
размещение места складирования грунта и стройматериалов в незатопляемой половодьем зоне;
обеспечение возможности свободного прохождения рыб на место нереста и нагула при строительстве переходов.
11.14. Проектом сооружения ВЛ в особых природных условиях (горы, пустыня, тундра, вечная мерзлота) предусматриваются:
11.14.1. Методы производства работ, обеспечивающие максимальное сохранение естественного рельефа и структуры грунта с учетом специфических особенностей региона.
11.14.2. Мероприятия по восстановлению нарушенных в процессе строительства природных условий (восстановление почвенно-растительного слоя, предотвращение развития эрозии, размыва грунта, термокарста и других опасных геологических процессов, засыпка выемок, траншей и карьеров, одерновка, засев травами или отмостка склонов и откосов, закрепление подвижных песков, отвод поверхностных вод и др.).
12. Объем проектной документации и указания по проектированию
12.1. Порядок разработки (в том числе стадийность), согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство ВЛ регламентируется нормативно-методическими документами, утвержденными в установленном порядке.
12.2. Содержание, состав, объем и оформление предпроектной и проектно-сметной документации, а также заданий на проектирование определяются соответствующими эталонами (образцами, макетами), утвержденными в установленном порядке.
12.3. Стоимость сооружения ВЛ, как правило, определяется в базисных ценах по действующим сметным нормам. Сметная стоимость строительства ВЛ - договорная.
12.4. При проектировании новых ВЛ по очередям каждая очередь является законченным объектом, обеспечивающим передачу электроэнергии потребителям.
Возможна временная работа ВЛ или очередей ВЛ на напряжении более низком, чем то напряжение, на которое она запроектирована.
12.5. При разработке проектной документации производится проверка принятых в ней новых технических решений на патентную чистоту и патентоспособность.
Использование изобретений при проектировании ВЛ осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
12.6. Конструктивное выполнение пересечений и сближений ВЛ с инженерными сооружениями, а также пересечений ВЛ с судоходными реками и другими водными пространствами согласовывается с владельцами этих сооружений.
12.7. Для ВЛ напряжением 220 кВ и выше (а также для ВЛ 35-150 кВ, проходящих в сложных геологических условиях, на переходах через крупные поймы и водотоки, в горах) инженерно-геологические изыскания для рабочего проекта и рабочей документации производятся применительно к местам установки опор с получением характеристик грунтов по всей сфере влияния сооружения на грунты.
В состав изысканий под свайные фундаменты ВЛ всех напряжений включается динамическое или статическое зондирование под каждую опору.
В объем изысканий в районах распространения специфических грунтов (засоленных, просадочных, набухающих, органических, техногенных и т. п.) входит комплекс исследований (полевых и лабораторных) специфических свойств этих грунтов с целью определения степени их воздействия на проектируемые сооружения.
12.8. Проектирование заземляющих устройств опор ВЛ, как правило, производится на основе данных об удельных сопротивлениях грунтов, полученных непосредственно при измерениях на трассе проектируемой ВЛ.
12.9. В сметной документации предусматриваются затраты, связанные с отводом земель в постоянное и временное пользование (выкуп, восстановление, исполнительная съемка, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, убытки от изъятия земель, рекультивация), на вырубку леса, проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на химическую обработку древесно-кустарниковой растительности.
12.10. Для обеспечения качественного выполнения строительно-монтажных работ рекомендуется предусматривать в сметной документации средства на проведение авторского надзора за строительством ВЛ, особенно для ВЛ, сооружаемых в сложных климатических и природных условиях, и для ВЛ, на которых применяются новые технические решения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2. ТРАССА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
3. ОПОРЫ И ФУНДАМЕНТЫ
4. ПРОВОДА И ГРОЗОЗАЩИТНЫЕ ТРОСЫ
5. ИЗОЛЯЦИЯ, АРМАТУРА, ЗАЗЕМЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА, ЗАЩИТА ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ
6. ПРОХОЖДЕНИЕ ВЛ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ МЕСТНОСТИ. ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ
7. ТРЕБОВАНИЯ К ВЛ, ПРОХОДЯЩИМ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
8. ПЛАВКА ГОЛОЛЕДА
9. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
10. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЛ
11. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЛ
12. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ