7. ТРЕБОВАНИЯ К ВЛ, ПРОХОДЯЩИМ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
7.1. К районам со сложными климатическими условиями относятся:
7.1.1. Районы по гололеду IV и выше (толщина стенки гололеда 25 мм и более с повторяемостью 1 раз в 25 лет);
7.1.2. Районы по ветру V и выше (нормативное ветровое давление 1000 Па и более на высоте 10 м над поверхностью земли с повторяемостью 1 раз в 25 лет);
7.1.3. Районы, где ветровое давление при гололеде с повторяемостью 1 раз в 25 лет превышает 280 Па независимо от района по гололеду;
7.1.4. Районы, где аварийность ВЛ данного класса напряжения от воздействия гололедно-ветровых нагрузок превышает среднюю по региону, независимо от района по ветру или гололеду по картам климатического районирования или региональным картам.
7.2. Районы со сложными климатическими условиями определяются по картам климатического районирования с повторяемостью 1 раз в 25 лет, путем обработки многолетних данных наблюдений согласно «Методическим указаниям по расчету климатических нагрузок на ВЛ и построению региональных карт с повторяемостью 1 раз в 25 лет» и по данным эксплуатации ВЛ. Для определения таких территорий и оценки их характеристик рекомендуется привлекать специализированные организации.
7.3. В районах со сложными климатическими условиями следует выделять локальные участки, где возможно повышение нагрузок данного климатического района за счет влияния особенностей микрорельефа местности, а в горных районах и за счет мезорельефа местности (гребни, склоны, долины и т.п.).
При проектировании ВЛ, проходящих в условиях пересеченной, особенно горной или предгорной местности, необходимо учитывать возможность локальных усилений скорости ветра, особенно при наличии отрицательного опыта эксплуатации существующих линий.
7.4. Для районов со сложными климатическими условиями значения расчетных климатических нагрузок на ВЛ могут устанавливаться заказчиком в задании на проектирование.
7.5. Выбор трассы должен учитывать возможность и частоту появления повышенных гололедных, ветровых и гололедно-ветровых нагрузок.
При изысканиях трасс ВЛ следует обходить участки, где по физико-географическим условиям можно ожидать повышения нагрузок (по п.7.3.) или частой и интенсивной пляски проводов.
7.6. В целях обеспечения надежной работы ВЛ в районах со сложными климатическими условиями следует:
7.6.1. При выполнении проекта рассматривать варианты сооружения ВЛ:
- в «гололедоупорном» выполнении, т.е. рассчитанного на максимально наблюдаемые гололедно-ветровые нагрузки;
- в нормальном исполнении с организацией плавки гололеда на проводах и грозозащитных тросах.
Выбор оптимального решения производится на основе технико-экономического сравнения.
7.6.2. При возможности организации плавки по схеме простой в эксплуатации и не требующей применения сложного оборудования рекомендуется ее применение в качестве дополнительного мероприятия к сооружению «гололедоупорной» ВЛ.
7.6.3. Применять сталеалюминиевые провода сечением по алюминию, как правило, не менее 150 мм2 для ВЛ 35 кВ, не менее 185 мм2 для ВЛ 110 кВ, не менее 240 мм2 для ВЛ 220 кВ и выше. Рекомендуемое отношение сечения алюминиевой части провода к сечению стального сердечника - не более 4,39.
На отдельных участках ВЛ в районах со сложными климатическими условиями допускается применение марок и сечений проводов и грозозащитных тросов и конструкции фазы, отличных от примененных по всей линии.
7.6.4. При проектировании конструкций ВЛ для климатических районов с большими отложениями гололеда на проводах и тросах и для районов с частой и интенсивной пляской проводов для предотвращения схлестывания проводов, междуфазовых перекрытий, перекрытий провод - трос расстояния между проводами (проводами и тросами) должны устанавливаться с учетом возможных траекторий проводов (тросов) при сбросе гололеда и при пляске.
Для ограничения пляски проводов и предотвращения их схлестывания при сбросе гололеда рекомендуется применять междуфазовые изолирующие распорки, ограничители гололедообразования и налипания мокрого снега на проводах, гасители пляски.
7.6.5. Для ВЛ, требующих повышенной надежности, рекомендуется принимать соответственно увеличенные расстояния между проводами или между проводами и тросами (в районах с умеренной пляской как для районов с частой и интенсивной пляской, в III районе гололедности как для IV района гололедности и т.п.).
7.6.6. Применять стеклянные или полимерные изоляторы. На ВЛ 110 кВ и выше следует применять двухцепные поддерживающие и натяжные гирлянды с раздельным креплением к опоре или одноцепные гирлянды с изоляторами на класс выше, чем это требуется по механическим нагрузкам в соответствии с главой 2.5 ПУЭ.
7.6.7. Применять, как правило, опоры и фундаменты индивидуальной конструкции (как вновь разработанных, так и изготавливаемые по чертежам повторного применения).
При проектировании ВЛ 35-220 кВ на железобетонных опорах применять:
- для одноцепных опор ВЛ 35-220 кВ и двухцепных опор ВЛ 35 кВ стойки с предельным изгибающим моментом на ступень выше, чем требуется по расчетной нагрузке, определенной в соответствии с требованиями ПУЭ;
- для двухцепных опор ВЛ 110-220 кВ портальные опоры с внутренними связями.
7.7. Для ВЛ 110-500 кВ или их участков в районах с повышенными гололедными нагрузками по п.п. 7.1.1. и 7.1.3., за исключением подходов к подстанциям, при обосновании возможно сооружение ВЛ без грозозащитных тросов при числе грозовых отключений не превышающем трех в год для ВЛ 110-330 кВ и одного для ВЛ 500 кВ.
7.8. Для участков ВЛ с сильным гололедообразованием, на которых невозможна организация плавки из-за недопустимого перегрева проводов на остальной части ВЛ, где провода свободны от гололеда или стенка гололеда незначительна, рекомендуется разработка схем локального нагрева проводов или сооружение этих участков в «гололедоупорном» исполнении.
7.9. При проектировании технического перевооружения (реконструкции) рекомендуется предусматривать применение плавки гололеда на ВЛ, требующих утяжеления климатических условий в связи с изменением требований норм, и на ВЛ, на которых имели место неоднократные отказы по причине воздействия гололедных и гололедно-ветровых нагрузок, независимо от района гололедности.
7.10. Проектирование схем и устройств плавки гололеда следует выполнять на основании нормативно-методических документов, регламентирующих выполнение плавки гололеда.
7.11. Схемы плавки должны быть простыми и надежными.
При выборе схемы следует отдавать предпочтение схемам, обеспечивающим максимальную простоту, механизацию и автоматизацию процесса сборки схемы и восстановления нормальной работы сети.
Схема плавки должна в минимальной степени нарушать режим работы сети и снижать качество электроэнергии, передаваемой потребителю.
Во избежание перерыва в электроснабжении потребителей при плавке гололеда рекомендуется рассматривать целесообразность пофазной плавки с проведением при необходимости мероприятий по симметрированию неполнофазных режимов работы сети.
7.12. Установки плавки гололеда, расположенные на разных подстанциях электрической сети, должны обеспечивать возможность их взаимного резервирования или совместной работы при организации плавки на особо протяженных ВЛ.
7.13. Для возможности осуществления плавки гололеда на ВЛ допускается увеличение трансформаторной мощности на существующих подстанциях 35 кВ и выше, от которых отходят эти ВЛ.
7.14. В схемах плавки гололеда для каждой ВЛ следует указывать величину тока плавки и величину максимального тока, допустимого по техническому состоянию элементов ВЛ и оборудования подстанций.
Для ВЛ с участками микроклимата необходимо учитывать неравномерность нагрева проводов из-за неравномерной величины гололедных отложений по длине ВЛ.
7.15. При плавке гололеда токами к.з. не рекомендуется использовать для заземления заземляющие контуры электрических станций и подстанций.
7.16. Для закорачивания фаз или установки заземлений при сборке схем плавки рекомендуется предусматривать применение стационарных коммутационных аппаратов.
7.17. Плавку гололеда на тросах следует предусматривать, как правило, на тех ВЛ, где возможно опасное приближение покрытых гололедом тросов к проводам (свободным от гололеда, освободившимся от гололеда, с небольшими отложениями гололеда).
Для протяженных ВЛ при невозможности организации плавки гололеда на грозозащитном тросе по всей длине ВЛ, а на непроплавляемых участках возможно опасное сближение проводов и тросов, рекомендуется отказ от подвески троса на этих участках с установкой ОПН, применение схем локального нагрева тросов, применение специальных опор.
7.18. При плавке гололеда на грозозащитных тросах, имеющих в поддерживающих тросовых креплениях четыре и более изоляторов, следует производить проверку сближения провода и троса при неравномерной гололедной нагрузке и в необходимых случаях применять поддерживающие крепления со сниженной степенью подвижности вдоль троса (например, Л-образные и др.).
7.19. При наличии плавки гололеда на проводах или грозозащитных тросах ВЛ, на которой сооружается волоконно-оптическая линия связи с использованием ОКНН, последний должен быть проверен на длительное воздействие температуры провода или троса, возникающей при протекании тока плавки, в точках соприкосновения кабеля и провода (троса) или кабеля и арматуры его крепления к проводу (тросу).
7.20. На ВЛ с плавкой гололеда следует предусматривать установку устройств, сигнализирующих о появлении гололеда и о необходимости прекращения плавки.
7.21. На время плавки с учетом ее кратковременности допускается снижение наименьших расстояний от проводов ВЛ до поверхности земли и до пересекаемых объектов на 1,0 м по сравнению с установленными в главе 2.5 ПУЭ.
8. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
8.1. В соответствии со СНиП 11-01-95 в составе проектной документации должен разрабатываться раздел «Охрана окружающей среды», выполняемый по решению заказчика в виде отдельного тома или в общем томе проекта (как правило, для технически несложных объектов). Раздел должен разрабатываться на базе инженерно-экологических изысканий, проводимых в соответствии с СП 11-102-97.
Согласно СП 11-101-95 в составе обоснований инвестиций выполняется раздел «Оценка воздействия на окружающую среду».
8.2. При проектировании ВЛ должны учитываться следующие факторы воздействия на окружающую среду, здоровье и жизнедеятельность человека:
специфические воздействия
- электрическое поле (для ВЛ напряжением 110 кВ и выше);
- магнитное поле;
- акустический шум (для ВЛ напряжением 110 кВ и выше, учитывается только в населенной местности);
- радио- и телевизионные помехи;
- опасные и мешающие влияния на линии связи и проводного вещания;
- наличие условий, приводящих к гибели птиц в районах их расселения и на путях их миграции;
- ограничение землепользования;
-нарушение эстетики ландшафта (для природоохраняемых и рекреационных территорий, вблизи памятников истории и культуры);
общестроительные (неспецифические) воздействия
- изъятие земель в постоянное (бессрочное) пользование;
- изъятие земель во временное пользование;
- нарушение естественного состояния грунта и рельефа;
- сокращение площадей насаждений (разрубка просек);
- загрязнение поверхностных и грунтовых вод (только при строительстве).
8.3. При проектировании ВЛ следует выполнять требования нормативных документов, регламентирующих уровень воздействия ВЛ на окружающую среду, жизнедеятельность и здоровье населения, применяя соответствующее конструктивные и проектные решения, а при необходимости, специальные мероприятия, обеспечивающие на снижение воздействий ВЛ до безопасных значений, требуемых действующими нормами.
При отсутствии по отдельным видам воздействий нормативных документов следует использовать имеющиеся данные соответствующих научно-исследовательских организаций и опыт эксплуатации аналогичных объектов (в том числе за рубежом).
8.4. При проектировании технического перевооружения (реконструкции) существующих ВЛ следует учитывать предоставляемые заказчиком данные об отрицательном воздействии их на окружающую природную среду и население и при наличии таковых предусматривать конструктивные и проектные решения (а при необходимости и специальные мероприятия или технические средства), снижающие указанные воздействия до безопасных значений.
8.5. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля определяются СанПиН 2971-84 «Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты».
При необходимости в проектной документации приводятся рекомендации по контролю за соблюдением предельно допустимых уровней напряженности в соответствии с требованиями указанных «Санитарных норм…».
8.6. При прохождении ВЛ по территории заповедников, национальных парков, курортов, пригородных зон отдыха, а также вблизи памятников истории и культуры рекомендуется выполнение мероприятий, направленных на уменьшение визуального воздействия ВЛ на естественные ландшафты, такие, как экранировка ВЛ рельефом и растительностью от автомобильных и железных дорог; применение опор, отвечающих требованиям промышленной эстетики; маскировочная окраска опор; прокладка в лесу ломанных трасс во избежание протяженных открытых коридоров; применение разновысоких опор и пр.
8.7. В проектной документации ВЛ должны содержаться рекомендации по землеванию и рекультивации земель, восстановлению после завершения строительства земельных участков, предоставленных во временное пользование, до первоначального состояния (см. также п.п. 10.15.2, 11.9).
8.8. В районах Крайнего Севера в проектах следует предусматривать мероприятия по защите ягельников и мохорастительного слоя при прохождении по ним ВЛ.
8.9. Ширина просек в насаждениях определяется требованиями главы 2.5 «Правил устройства электроустановок».
8.10. При прохождении ВЛ по участкам с вечномерзлыми грунтами при рубке просек не следует производить корчевание пней и кустарников, нарушать дерновый слой.
8.11. При наличии требований владельцев земли или природоохранных органов в проектно-сметную документацию технического перевооружения (реконструкции) ВЛ по решению заказчика включаются с соответствующим указанием в здании на проектирование:
8.11.1. Замена опор с оттяжками на участках сельскохозяйственных угодий на свободностоящие опоры.
8.11.2. Изменение трассы ВЛ на отдельных участках для выноса опор с сельскохозяйственных угодий, удаления ВЛ от памятников истории и культуры.
8.11.3. Установка на участках параллельного следования существующих ВЛ, в том числе разных напряжений, двух- и многоцепных опор.
8.11.4. На участках параллельного следования существующих ВЛ по сельскохозяйственным угодьям перестановка опор для размещения их в одном створе.
9. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЛ
9.1. В проекте ВЛ на основании принятой заказчиком формы и структуры организации ремонта и технического обслуживания ВЛ определяются местоположение производственных баз, состав необходимых помещений, оснащение средствами механизации и транспортом, складами аварийного запаса материалов и оборудования, средствами связи с учетом существующей материальной базы энергопредприятия и перспективных схем организации эксплуатации.
9.2. Для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию ВЛ в составе баз предусматриваются производственные помещения. При этом должно быть обеспечено широкое применение передвижных ремонтных мастерских, машин, механизмов, средств малой механизации, такелажа и различных приспособлений.
9.3. Для проектируемой ВЛ должна быть предусмотрена технологическая связь между ремонтными бригадами и соответствующими диспетчерскими пунктами по всей протяженности ВЛ, базами, с которых осуществляется техническое обслуживание, а также между бригадами и отдельными электромонтерами. Если ВЛ обслуживается с нескольких баз, необходимо предусмотреть связь между последними. Технологическая связь должна быть предусмотрена и для пунктов временного пребывания персонала на трассе ВЛ.
9.4. В проектно-сметной документации ВЛ для обеспечения их нормальной эксплуатации по решению заказчика могут предусматриваться:
9.4.1. Сооружение новых или расширение существующих баз, с которых будет осуществляться ремонт и техническое обслуживание проектируемой ВЛ.
9.4.2. Сооружение жилья для персонала, осуществляющего ремонт и техническое обслуживание проектируемой ВЛ. При этом рекомендуется предусматривать строительство жилья долевым участием в кварталах жилой застройки населенного пункта в районе размещения базы, с которой намечено осуществлять ремонт и техническое обслуживание ВЛ.
9.4.3. Сооружение подъездов к трассе ВЛ и проездов вдоль трассы.
9.4.4. Сооружение на труднодоступных участках ВЛ, доступ к которым периодически невозможен, а также на участках трассы ВЛ, проходящих в безлюдных районах с суровыми климатическими условиями, пунктов временного пребывания персонала с помещениями для размещения ремонтных бригад, боксами для механизмов и при необходимости с вертолетными площадками.
9.4.5. Аварийный запас материалов и оборудования для восстановления ВЛ с учетом срока службы ВЛ.
9.4.6. Технические средства по профессиональной подготовке персонала (тренажеры, полигоны и др.).
9.4.7. Увеличение на объем обслуживания проектируемой ВЛ парка машин и механизмов электросетевого предприятия(ПЭС (РЭС), осуществляющего ремонт и техническое обслуживание ВЛ.
9.4.8. Приобретение передвижных и быстромонтируемых общежитий для размещения персонала на период выполнения ремонтных работ на ВЛ, срок службы которых не менее 25 лет.
Необходимость включения в проектную документацию указанных в п.п. 9.4.1-9.4.8 сооружений, средств и мероприятий, их объемы, типы, номенклатура, место сооружения указываются в техническом задании на ее разработку или, согласно техническому заданию, определяются (обосновываются) при разработке проектной документации.
9.5. Для ВЛ вновь осваиваемых классов напряжения, нового конструктивного исполнения, с опорами из новых материалов, а также для ВЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях (горы, болота, районы Крайнего Севера и т.п.), в составе проектной документации ВЛ должна разрабатываться технология организации ремонта и технического обслуживания ВЛ с учетом применения механизмов и транспортных средств, соответствующих условиям будущей эксплуатации.
9.6. Для ВЛ, на которых аварийно-восстановительные и ремонтно-эксплуатационные работы по решению заказчика будут выполняться с использованием вертолетов, следует предусматривать в залесенной местности разрубку леса для обеспечения посадки вертолетов на трассе через каждые 3-5 км. С обустройством площадок по техническим условиям авиации.
10. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЛ
10.1. Вопросы организации строительства ВЛ в конкретных проектах должны разрабатываться в соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», действующими ведомственными строительными нормами по разработке проектов организации строительства (ПОС) и эталонами.
10.2. В ПОС приводятся расчеты продолжительности строительства, максимальной численности работающих, объемов первоначальной снегоочистки площадей застройки постоянных и временных сооружений, начинаемых строительством в зимнее время в первый и последующий годы строительства, потребности в энергоресурсах и воде.
Расчетная продолжительность строительства для технического перевооружения (реконструкции) ВЛ определяется по СНиП 1.04.03-85*, «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений», изменению № 4 этого СНиП, а также Пособию по определению продолжительности строительства предприятий зданий и сооружений к СНиП 1.04.03-85.
Продолжительность демонтажных работ определяется по производственным нормам ЕНиР с учетом местных условий.
10.3. В составе задания на разработку обоснований инвестиций в техническое перевооружение и реконструкцию ВЛ и исходных материалов, выдаваемых вместе с заданием на проектирование, заказчик представляет проектной организации данные об условиях и сроках отключения ВЛ (полностью или по участкам) для выполнения работ по техническому перевооружению (реконструкции), а также о местах приемки (складирования) демонтированных элементов ВЛ или способе и месте их уничтожения.
10.4. В ПОС приводятся обоснования выбора транспортных схем доставки основных грузов и местных материалов, набора временных зданий и сооружений, используемых при строительстве ВЛ, выбора принятых методов ведения основных строительно-монтажных работ.
10.5. Приведенный в ПОС календарный план строительства должен иметь поквартальную разбивку на весь период строительства, и в общем случае, составляться с выделением работ подготовительного периода и основных строительно-монтажных работ (устройство фундаментов, установка опор, монтаж проводов и грозозащитных тросов и др.).
Календарный план следует совмещать с графиком движения рабочей силы.
При разработке ПОС на комплекс (например, ВЛ – подстанция – переход) календарный план и ведомость объемов составляются совмещенными и с пообъектной разбивкой.
10.6. Работы по сооружению ВЛ, проходящей по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться в сроки, согласованные с землепользователями и, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение их сохранности.
10.7. Для сохранения природного ландшафта, земельных угодий, а также сохранности монтируемых проводов и грозозащитных тросов рекомендуется предусматривать в ПОС выполнение монтажа опор методом наращивания или с помощью механизмов большой грузоподъемности, а монтажа проводов и грозозащитных тросов - под тяжением.
10.8. Ведомость потребности в основных строительных конструкциях и материалах составляется с распределением по годам строительства с выделением объектов (в случае проектирования комплекса) и временных сооружений.
10.9. Применение авиатранспорта при строительстве ВЛ рекомендуется для труднодоступных участков, оно должно быть оговорено в задании на проектирование, утвержденном в установленном порядке, и обосновано в проектной документации.
В ПОС в этом случае приводятся расчеты летных часов на различные виды рейсов (порожние, с грузом внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, для производства строительно-монтажных работ, для заправки горючим). Затраты на авиаперевозки определяются согласно расчету летных часов с грузом и без груза, приведенного в ПОС.
10.10. При использовании для строительства ВЛ средств водного транспорта (сооружение переходов через водные преграды, транспортировка грузов и пр.) в сметной документации следует учитывать затраты как на аренду судов, так и на аренду или сооружение причалов.
10.11. При определении подрядчика по строительству ВЛ путем проведения конкурса по выбору подрядной организации перечень данных, приводимых в ПОС конкретного проекта, согласовывается с заказчиком проекта.
Работы по техническому перевооружению (реконструкции) ВЛ в качестве подрядной организации могут выполнять полностью или частично организации заказчика (преимущественно работы, указанные в п. 1.10 настоящих Норм).
10.12. В ПОС в общем случае приводятся следующие основные согласования: с владельцами карьеров о возможности получения в требуемых объемах местных материалов, с местными органами о временном отводе земли для размещения базовых и трассовых поселков, перевалочных баз и т.д., расположенных вне отведенной для нужд строительства территории, с управлением железной дороги о возможности организации на станциях выгрузки прирельсовых складов. Полный перечень согласований определяется при разработке ПОС конкретного объекта.
10.13. Земли, нарушенные при строительстве ВЛ, должны быть восстановлены. Объем и характер работ по восстановлению определяются в зависимости от характеристик применяемых при строительстве механизмов (удельное давление на грунт и пр.), технологии работ по строительству, характеристик грунта.
10.14. Проектом организации строительства на участках пересечения и сближения с водоемами и водотоками, имеющими рыбохозяйственное значение, необходимо предусматривать:
- осуществление работ строго по проекту с соблюдением сроков строительства, согласованными с органами рыбоохраны;
- размещение места складирования грунта и стройматериалов в незатопляемой половодьем зоне;
- при строительстве переходов обеспечение возможности свободного прохождения рыб на место нереста и нагула.
10.15. Проектом сооружения ВЛ в особых природных условиях (горы, пустыня, тундра, вечная мерзлота) должны предусматриваться:
10.15.1. Методы производства работ, обеспечивающие максимальное сохранение естественного рельефа и структуры грунта с учетом специфических особенностей региона.
10.15.2. Мероприятия по восстановлению нарушенных в процессе строительства природных условий (восстановление почвенно-растительного слоя, предотвращение развития эрозии, размыва грунта, термокарста и других опасных геологических процессов, засыпка выемок, траншей и карьеров, одерновка, засев травами или отмостка склонов и откосов, закрепление подвижных песков, отвод поверхностных вод и др.).
11. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
11.1. Порядок разработки (в том числе стадийность), согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство ВЛ регламентируется нормативно-методическими документами, утвержденными в установленном порядке.
11.2. Содержание, состав, объем и оформление предпроектной и проектно-сметной документации, а также заданий на проектирование определяется соответствующими эталонами (образцами, макетами), утвержденными в установленном порядке.
11.3. Сметная стоимость строительства ВЛ определяется в базисных ценах по действующим сметным нормам. Стоимость сооружения ВЛ - договорная.
11.4. В целях повышения качества и сокращения сроков проектирования разработка проектно-сметной документации должна, как правило, выполняться с применением ЭВМ, САПР, аэросканирования.
11.5. При проектировании новых ВЛ по очередям каждая очередь должна быть законченным объектом, обеспечивающим передачу электроэнергии потребителям.
Допускается временная работа ВЛ или очередей ВЛ на напряжении более низком, чем то напряжение, на которое она запроектирована.
11.6. При разработке проектной документации производится проверка принятых в ней новых технических решений на патентную чистоту и патентноспособность.
Использование изобретений и полезных моделей при проектировании ВЛ осуществляется в соответствии с действующим законодательством и должно быть согласовано с заказчиком.
11.7. Конструктивное выполнение пересечений и сближений ВЛ с инженерными сооружениями, а также пересечений ВЛ с судоходными реками и другими водными пространствами следует согласовывать с владельцами инженерных сооружений и организациями, осуществляющими хозяйственное использование водного объекта.
11.8. Для ВЛ напряжением 220 кВ и выше (а также для ВЛ 35-150 кВ, проходящих в сложных геологических условиях, на переходах через крупные поймы и водотоки, в горах) инженерно-геологические изыскания следует производить применительно к местам установки опор с получением характеристик грунтов по всей сфере влияния сооружения на грунты.
В состав изысканий под свайные фундаменты ВЛ всех напряжений включается динамическое или статическое зондирование под каждую опору.
В объем изысканий в районах распространения специфических грунтов (засоленных, просадочных, набухающих, органических, техногенных и т.п.) должен входить комплекс исследований (полевых и лабораторных) специфических свойств этих грунтов с целью определения степени их воздействия на проектируемые сооружения.
11.9. Проектирование заземляющих устройств опор ВЛ, как правило, производится на основе данных об удельных сопротивлениях грунтов, полученных непосредственно при измерениях на трассе проектируемой ВЛ.
11.10. В сметной документации следует предусматривать затраты, связанные с отводом земель в постоянное и временное пользование (выкуп, восстановление, исполнительная съемка, возмещение потерь сельскохозяйственного производства, убытки от изъятия земель, рекультивация), на вырубку леса, на проведение мероприятий по охране окружающей среды, а также на химическую обработку древесно-кустарниковой растительности.
В случае сноса строений по трассе ВЛ в сметную документацию включаются средства для выполнения сноса указанных строений, а также на выплату компенсации или на сооружение новых строений согласно документам, представляемым заказчиком.
11.11. Для обеспечения качественного выполнения строительно-монтажных работ рекомендуется предусматривать в сметной документации средства на проведение авторского надзора за строительством ВЛ, особенно для ВЛ, сооружаемых в сложных климатических и природных условиях, для ВЛ, на которых применяются новые технические решения.
11.12. Для сложных и особо сложных объектов в сметной документации предусматриваются средства на разработку ППР.
11.13. В сметной стоимости работ по сооружению ВЛ выделяется стоимость работ по переустройству объектов смежных с проектируемой ВЛ и входящих в состав ее проекта.