УДК 621.315
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 35-750 кВ
СО 153-34.20.121-2006
ОКС 29.240.20
Предисловие
Цели и принципы стандартизации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-Ф3 «О техническом регулировании».
Сведения о стандарте
РАЗРАБОТАН ОАО «Институт «Энергосетьпроект» при участии ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ВНИИЭ», ОАО «Фирма «ОРГРЭС», ФГУП «Отделение дальних передач», филиала ОАО «СевЗапНТЦ» «Севзапэнергосетьпроект – Западсельэнергопроект».
ВНЕСЕН Департаментом систем передачи и преобразования электрической энергии ОАО «ФСК ЕЭС».
УТВЕРЖДЕН Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 16.06.06 № 187, приказом ОАО «Институт «Энергосетьпроект» от 03.07.06 № 18эсп.
Руководитель организации-разработчика – ОАО «Институт «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ»,
Генеральный директор В.Ф. Ситников
Руководитель разработки
Главный инженер В.А. Воронин
Исполнитель
Начальник ПТД В.Н. Подъячев
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ (НТП ВЛ) содержат указания по проектированию воздушных линий электропередачи (ВЛ) переменного тока напряжением 35-750 кВ ОАО «ФСК ЕЭС».
Нормы распространяются на вновь сооружаемые и подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ напряжением 35-750 кВ и являются обязательными при проектировании.
Примечание:
В дальнейшем в тексте НТП ВЛ используются термины:
- «проектирование ВЛ», «строительство ВЛ», «сооружение ВЛ», «проектируемые ВЛ», «строящиеся ВЛ», «сооружаемые ВЛ» - при наличии общих требований к вновь сооружаемым ВЛ и к ВЛ, подлежащим техническому перевооружению и реконструкции;
- «проектирование новых ВЛ», «строительство новых ВЛ», «сооружение новых ВЛ», «вновь строящиеся ВЛ», «вновь сооружаемые ВЛ» - при наличии требований, которые относятся только к вновь сооружаемым ВЛ;
- «проектирование технического перевооружения и реконструкции ВЛ», «техническое перевооружение и реконструкция ВЛ», «реконструируемая ВЛ» - при наличии требований, распространяющихся только на ВЛ, которые подлежат техническому перевооружению и реконструкции.
При проектировании ВЛ напряжением 35-750 кВ надлежит, также руководствоваться главой 2.5 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания, другими нормативными и методическими документами, перечень которых приведен в приложении к настоящим НТП ВЛ, и директивными документами по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей.
Проектные решения, принимаемые в конкретных проектах ВЛ на основании указаний настоящих Норм, а также ПУЭ и других нормативных и методических документов, должны быть обоснованы.
1.2. При проектировании ВЛ должны быть обеспечены:
1.2.1. Надежная и качественная передача электроэнергии.
1.2.2. Экономическая эффективность ВЛ.
1.2.3. Внедрение прогрессивных проектных решений, обеспечивающих снижение ресурсных, трудовых и капитальных затрат при строительстве и эксплуатации.
1.2.4. Внедрение прогрессивных технологий строительных и монтажных работ.
1.2.5. Оптимальное использование земли, а также лесных угодий, т.е. применение конструкций и проектных решений, требующих при прочих равных условиях наименьшего отчуждения земли в постоянное и временное пользование и наименьшей площади вырубки леса.
1.2.6. Соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды.
1.2.7. Ремонтопригодность всех применяемых конструкций.
1.2.8. Передовые методы эксплуатации, удобные и безопасные условия труда, возможность проведения ремонтных работ на ВЛ под напряжением.
1.2.9. Выполнение требований задания на проектирование и условий договора на производство проектно-изыскательских работ.
1.3. Проектирование ВЛ должно осуществляться с учетом опыта строительства и эксплуатации ВЛ, с использованием результатов научно-исследовательских и проектно-конструктивных работ по созданию новых типов оборудования и материалов, прогрессивных технологических процессов и строительных конструкций.
1.4. Проектирование новых ВЛ, а также технического перевооружения и реконструкции ВЛ, связанных с увеличением пропускной способности ВЛ (повышение напряжения и др.), должно выполняться на основании утвержденных в установленном порядке соответствующих схем развития электрических сетей.
1.5. Обязательным условием проектирования новых ВЛ и ВЛ, подлежащих техническому перевооружению и реконструкции при проложении их участков по новой трассе или установке дополнительных опор, является наличие разрешения на землепользование, полученного заказчиком.
Подготовка документации согласования по выбору трассы может выполняться проектной организацией по договору с заказчиком.
1.6. Проектирование ВЛ выполняется на основании утвержденных (одобренных) в установленном порядке обоснований инвестиций, содержащих технические решения, финансовую и экономическую оценку эффективности инвестиций и технико-экономические и финансовые показатели предлагаемой к строительству ВЛ (в том числе период окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности).
Проектирование на основании обоснований инвестиций является обязательным для ВЛ, сооружение которых осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.
По наиболее важным и крупным ВЛ (ВЛ, имеющие межгосударственное, федеральное, межрегиональное значение, межсистемные ВЛ), технически сложным ВЛ, а также ВЛ в сложных природных условиях строительства рекомендуется разработка обоснований инвестиций независимо от источника финансирования.
Основанием для разработки проектной документации ВЛ в качестве обоснования инвестиций могут служить схемы развития соответствующих электрических сетей и другие предпроектные материалы. Решение о проектировании ВЛ на основании этих работ принимается заказчиком (инвестором).
1.7. При необходимости сооружения новых ВЛ, проходящих в одном направлении с существующими, должны быть приведены технико-экономические обоснования целесообразности нового строительства по сравнению с увеличением пропускной способности существующих ВЛ с помощью различных технических средств (перевод на более высокое напряжение, увеличение сечения проводов и др.).
1.8. Проектирование технического перевооружения и реконструкции ВЛ осуществляется на основании документально оформленной оценки технического состояния элементов ВЛ, произведенной по результатам их обследования.
Оценка технического состояния производится путем проверки соответствия состояния элементов ВЛ нормам и правилам, действующим на момент обследования.
Обследование элементов ВЛ и оценка их технического состояния производится по заданию заказчика организациями, имеющими лицензию на право проведения обследования и расчетов элементов ВЛ. Результаты обследования и оценки состояния прикладываются к заданию на проектирование
Рекомендуется участие в обследовании и оценке технического состояния представителей проектной и специализированных организаций.
1.9. При проектировании технического перевооружения и реконструкции ВЛ должно предусматриваться устранение дефектов, неисправностей и повреждений элементов ВЛ, нарушений на трассе, проявившихся в процессе эксплуатации.
Основные технические требования к элементам ВЛ, допустимые отклонения от нормального положения, состояние элементов ВЛ, допуски и нормы отбраковки принимаются в соответствии со СНиП и действующими нормативно-техническими документами.
Для конкретных объектов величины допустимых значений дефектов, неисправностей и пр. уточняются на основании расчета с использованием данных обследования.
При необходимости работоспособность конструкций и элементов ВЛ может быть проверена путем проведения испытаний.
При проектировании технического перевооружения и реконструкции допускается оставление без изменений конструкций, технических и других решений, принятых на существующей ВЛ, если, несмотря на их несоответствие нормам, действующим на момент выполнения технического перевооружения (реконструкции), они удовлетворяют требованиям правил техники безопасности, производственной санитарии, ПТЭ и в процессе эксплуатации отсутствовали отказы ВЛ по причине этого несоответствия. При этом снижение наименьших расстояний от проводов ВЛ до поверхности земли, зданий, сооружений и пересекаемых объектов не допускаются.
1.10. Для обеспечения надежной эксплуатации ВЛ в проектно-сметную документацию, по решению заказчика, могут включаться работы, относящиеся по своему характеру к работам, выполняемым при техническом обслуживании.
1.11. Технические решения, связанные с повышением пропускной способности или с повышением надежности существующей ВЛ при проектировании технического перевооружения и реконструкции должны, как правило, приниматься на основе технико-экономического сравнения вариантов, выполняемого в предпроектных материалах.
1.12. До начала выполнения проектной документации по заданию заказчика может разрабатываться бизнес-план, в котором определяются цели разработки проекта, необходимые инвестиции, производственные издержки, период окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, производится подтверждение кредиторам гарантий по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, в состав которого входит проектируемая ВЛ.
1.13. При переводе ВЛ на более высокое напряжение должны быть обеспечены требования ПУЭ и НТП ВЛ к линиям этого напряжения.
1.14. При проектировании технического перевооружения (реконструкции) ВЛ с утяжелением климатических условий производится проверка всех элементов ВЛ на повышенные нагрузки с последующим обеспечением соответствия прочности элементов ВЛ новым нагрузкам (с учетом п. 1.9 настоящих Норм).
1.15. При проектировании ВЛ рекомендуется применять стандартное оборудование и материалы и унифицированные или типовые конструкции опор, фундаментов и других элементов линий, прошедшие все требуемые испытания и зарекомендовавшие себя положительно в эксплуатации.
При разработке проектов ВЛ следует рассматривать целесообразность использования новых прогрессивных технических решений, оборудования, конструкций и материалов, применение которых подтверждено практикой, а при их нахождении в процессе освоения или экспериментальной проверки – целесообразность их установки в опытно-промышленную эксплуатацию.
При применении новых материалов и конструкций элементов ВЛ и других новых технических решений должны проводиться их испытания и приемка в установленном порядке.
Применяемые на ВЛ провода, тросы, изоляторы и арматура должны иметь сертификаты соответствия.
1.16. ВЛ в особых условиях (в горах, пустынях с подвижными песками, районах с вечномерзлыми грунтами, солончаками, районах Крайнего Севера, районах со сложными климатическими условиями по п. 7.1 и т.д.), ВЛ новых классов напряжения или нового конструктивного исполнения должны, как правило, проектироваться на основе соответствующих проектно-конструкторских и, при необходимости, научно-исследовательских работ, источники финансирования этих работ, сроки их выполнения и исполнители указываются в обосновании инвестиций или в задании на проектирование. Сроки выполнения проектных работ должны быть увязаны со сроками получения результатов проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
1.17. Для систем передачи информации, релейной защиты и противоаварийной автоматики, АСУТП и АСКУЭ, при проектировании ВЛ необходимо предусматривать высокочастотные каналы по проводам и проводящим грозозащитным тросам, оптические кабели связи, размещаемые на элементах ВЛ, или другие виды связи.
1.18. При проектировании ВЛ, находящихся в зоне наведенного напряжения других ВЛ, при необходимости расчетным путем следует определять значение этого напряжения. Этим же путем следует определять уровень наведенного напряжения на существующих ВЛ и, в случае необходимости, предусматривать мероприятия по обеспечению безопасного обслуживания ВЛ.
2. ТРАССА ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
2.1. Выбор трассы ВЛ, в т.ч. новых участков трассы ВЛ, подлежащей техническому перевооружению (реконструкции), ее экологическое обоснование, согласование и инженерные изыскания должны выполняться в соответствии с требованиями действующих государственных и ведомственных стандартов, нормативных и методических документов.
2.2. Выбор трассы производится на основании технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов и должен учитывать:
- природные особенности территории (рельеф, климат, наличие опасных геологических процессов по СНиП 2.01.15-90 и т.д.);
- состояние природной среды (загрязнение атмосферы, агрессивность грунта, подземных вод и т.д.);
- современное хозяйственное использование территории;
- ценность территории (природоохранная, культурная, национальная, особо охраняемые природные объекты и пр.);
- возможный ущерб, причиняемый природной и социальной среде, а также возможные изменения в окружающей природной среде в результате сооружения ВЛ и последствия этих изменений для природной среды, жизни и здоровья населения;
- условия строительства и эксплуатации.
2.3. Выбор трассы новой ВЛ необходимо производить на основании утвержденной схемы развития электрических сетей, наиболее рационального размещения подстанций и возможности выхода всех отходящих от них ВЛ.
При прохождении ВЛ по населенной местности трасса предоставляется заказчиком в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральными планами городов и других населенных пунктов, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
2.4. Трасса ВЛ должна быть, по возможности, кратчайшей, учитывая при этом условия отчуждения земли, вырубки просек в насаждениях, комплексного использования охранной зоны и приближена к дорогам и существующим ВЛ.
2.5. При выборе трассы ВЛ обходу, как правило, подлежат населенные пункты, промышленные предприятия, массивы орошаемых, осушенных и других мелиорированных земель, многолетние плодовые насаждения и виноградники, участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравненные к ним земельные угодья, зоны санитарной охраны курортов, заповедники, памятники истории и культуры.
2.6. На подходах к электростанциям и подстанциям трасса ВЛ должна прокладываться в соответствии с планом разводки всех подходящих ВЛ различных напряжений, составленным с учетом развития энергосистемы. План разводки ВЛ от проектируемых электростанций и подстанций разрабатывается организациями их проектирующими.
Для существующих электростанций и подстанций трасса подхода проектируемой ВЛ должна быть согласована с организацией эксплуатирующей электростанцию или подстанцию или с их владельцем.
2.7. Выбор трассы ВЛ в районах с загрязненной атмосферой следует производить с учетом перспективного плана развития действующих или сооружения новых промышленных предприятий (и их очистных сооружений), являющихся источниками загрязнения атмосферы, а также перспективы развития сельского хозяйства с точки зрения применения химических удобрений и химической обработки посевов.
Вблизи промышленных предприятий трассы ВЛ, как правило, должны располагаться вне зон действия ветра преобладающего направления от источников загрязнения.
2.8. Трассы ВЛ, как правило, следует выбирать в обход площадей залегания полезных ископаемых.
При невозможности обхода площадей залегания полезных ископаемых или при его технико-экономической нецелесообразности допускается по согласованию с соответствующими надзорными органами прохождение ВЛ по площадям залегания. При этом должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения полезных ископаемых, залегающих под ВЛ, и сохранность ВЛ.
2.9. При выборе трасс ВЛ следует, как правило, избегать мест с лавинами, карстами, оползнями, агрессивными грунтами, солифлюкционными явлениями, осыпями, камнепадами, селевыми потоками, переработкой берегов водоемов, зон тектонических разломов, а также мест с подземными выработками. Рекомендуется обходить места с широкими поймами рек, болотами, солончаками, подвижными песками, косогорными участками, просадочными грунтами, с большими отложениями гололеда и с частой и интенсивной «пляской» проводов, а также районы с повышенным загрязнением атмосферы.
Для выявления условий прохождения линии необходимо учитывать опыт эксплуатации ВЛ и линий связи в районе проектируемой линии.
2.10. Трассу ВЛ на просадочных грунтах в районе действующих или перспективных мелиоративных каналов рекомендуется прокладывать по более высоким отметкам в обход территории отсыпки вынутых из каналов грунтов.
2.11. При отводе и использовании земель для ВЛ должны соблюдаться Земельный, Водный и Лесной кодексы, Федеральный закон «Об охране окружающей среды»,закон Российской Федерации «О недрах», «Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», утвержденные Правительством Российской Федерации, а также «Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ», утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ.
2.12. В сложных условиях (сильно пересеченные и горные участки, районы промышленной и жилой застройки, большие переходы, поймы и др.) изыскания трассы на стадии проекта рекомендуется производить по согласованию с заказчиком в объеме, необходимом для разработки рабочей документации.
При выборе варианта трассы на сложных участках для принятия оптимальных решений рекомендуется выполнять расстановку опор на профиле трассы.
2.13. При проектировании технического перевооружения (реконструкции) ВЛ, необходимо руководствоваться следующим.
2.13.1. Объем изысканий, которые необходимо выполнить для новых участков трассы и для существующей трассы при изменении на ней местоположения опор или появлении дополнительных опор, устанавливается проектной организацией по согласованию с заказчиком.
2.13.2. При необходимости, на основании опыта эксплуатации ВЛ производится уточнение геологических, гидрологических и геофизических условий, а также данных о физико-геологических и гидрологических явлениях и процессах (выветривание пород, подвижность песков, оврагообразование, пучинистость и просадочность грунтов, плывуны, селевые потоки, карсты, оползни, обвалы, снежные лавины, вечномерзлые грунты, повышенная сейсмичность, засоленность грунтов, размыв берегов и др.) на ее трассе.
Гидрологические расчеты на переходах через водные преграды 2-й группы должны выполняться заново.
2.13.3. Климатические условия, при необходимости, уточняются на основании действующих региональных карт, материалов многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и метеопостов за скоростью ветра, массой, размерами и видом гололедно-изморозевых отложений, интенсивностью грозовой деятельности, а также опыта эксплуатации.
2.13.4. Район по интенсивности пляски проводов уточняется на основании опыта эксплуатации.
2.13.5. Степень загрязнения атмосферы уточняется на основании опыта эксплуатации реконструируемой и близлежащих ВЛ, а также региональных и локальных карт степеней загрязнения для выбора изоляции электроустановок, разработанных после ввода ВЛ в эксплуатацию.
3. ОПОРЫ И ФУНДАМЕНТЫ
3.1. Запроектированные, изготовленные и установленные конструкции опор и фундаментов должны обеспечивать их нормальную эксплуатацию в течение всего срока службы ВЛ. Для этого следует:
- выбор материалов, конструирование и расчеты выполнять в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (ГОСТы, СНиПы, технические условия, руководства и др.);
- при изготовлении, транспортировании, монтаже и эксплуатации обеспечивать пространственную неизменяемость, прочность, устойчивость и жесткость опор в целом и их отдельных элементов;
- предусматривать меры по обеспечению долговечности конструкций (защиту от коррозии, износа, истирания и т.п.).
3.2. Нагрузки и воздействия на опоры и фундаменты ВЛ в конкретных условиях должны приниматься согласно положениям ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований», СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия» и главы 2.5 «Правил устройства электроустановок».
3.3. Климатические районы строительства следует принимать в соответствии с ГОСТ 16350-80 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей».
За расчетную зимнюю температуру наружного воздуха следует принимать среднюю температуру воздуха наиболее холодной пятидневки в зависимости от района строительства согласно СНиП 23-01-99 «Строительная климатология».
3.4. При проектировании ВЛ рекомендуется применять как унифицированные и типовые опоры и фундаменты, так и опоры и фундаменты индивидуальной конструкции.
Новые типы опор и фундаментов ВЛ перед применением подлежат аттестации с проведением испытаний опытных образцов.
Опоры и фундаменты индивидуальной конструкции (как вновь разработанные, так и изготавливаемые по чертежам повторного применения) целесообразно применять в тех случаях, когда неэкономично или нетехнологично использование унифицированных и типовых конструкций.
Выбор конструкций (унифицированных и типовых или индивидуальных) должен быть обоснован и согласован с заказчиком.
3.5. Выбор материала и типа опор должен производиться, исходя из технико-экономической целесообразности применения проектных решений в конкретных условиях строительства и эксплуатации с учетом обеспечения надежности ВЛ в эксплуатации, и по согласованию с заказчиком. При этом для труднодоступных участков следует учитывать дополнительные затраты, связанные с доставкой грузов на пикеты при строительстве ВЛ и проездом эксплуатационного персонала к опорам при их обслуживании.
Примененные на ВЛ конструкции опор и высота подвески проводов на них должны, как правило, обеспечивать соблюдение допустимых величин напряженностей электрического и магнитного полей без применения дополнительных экранирующих устройств.
При замене на существующей ВЛ отдельных опор (одиночных или целых участков) с целью приведения характеристики ВЛ к современным нормативным требованиям или взамен дефектных и при подстановке опор в пролеты материал и тип новых опор выбирается с учетом конструктивных решений существующей ВЛ. При этом следует учитывать состояние фундаментов ВЛ.
3.6. Стальные опоры рекомендуется проектировать из горячекатаного фасонного проката открытых профилей, а при наличии технико-экономической целесообразности из тонкостенных и гнутых профилей; замкнутых многогранных профилей, бесшовных горячекатаных труб; специальные опоры больших переходов высотой более 60 м - из бесшовных горячекатаных труб. Марки сталей следует, как правило, применять в соответствии со СНиП II-23-81* «Стальные конструкции» изд. 2004 г.
Отдельные элементы опор, работающие на растяжение (оттяжки, тяги, затяжки), рекомендуется выполнять из стальных канатов, оцинкованных по группе ОЖ или из азотосодержащей стали или из оцинкованной стали круглого сечения.
3.7. Для уменьшения перемещения опор с оттяжками от горизонтальных нагрузок до монтажа проводов и грозозащитных тросов должно быть создано предварительное натяжение оттяжек величиной не менее 1,5-3,0 тс.
3.8. Железобетонные опоры выполняются, как правило, комбинированными: стойки - из центрифугированного, а для ВЛ 35 кВ также из вибрированного железобетона: траверсы, тросостойки, оттяжки - из других материалов (сталь, полимерные материалы).
Регулировочные элементы тяг траверс должны быть расположены со стороны стойки опоры в верхней части тяги.
Тип армирования железобетонных стоек назначается в соответствии со стандартами или техническими условиями на изготовление стоек.
3.9. Деревянные опоры могут выполняться цельностоечными или составными из стоек и приставок (пасынков). Последние, как правило, должны быть железобетонными (вибрированными или центрифугированными).
Для элементов деревянных опор могут применяться как круглый лес, так и пиломатериалы или клееная древесина.
Все элементы деревянных опор должны быть защищены от гниения (биологической коррозии).
3.10. В качестве фундаментов рекомендуется применять, как правило, унифицированные железобетонные подножки и сваи.
В сложных грунтовых условиях при соответствующем обосновании могут применяться другие рациональные конструкции фундаментов (буронабивные сваи, сваи с закрылками, скальные заделки, поверхностные фундаменты, винтовые сваи и др.).
Допускается применение монолитных бетонных фундаментов.
Для крепления оттяжек следует применять фундаменты с вынесенным над землей узлом крепления оттяжки к выступающей части железобетонного фундамента.
3.11. При проектировании должна предусматриваться защита строительных конструкций опор и фундаментов, включая тросовые оттяжки опор, от коррозии в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии».
При техническом перевооружении и реконструкции ВЛ необходимость выполнения (восстановления) защиты от коррозии существующих опор и фундаментов, оставляемых на трассе ВЛ, должна решаться проектной организацией по согласованию с заказчиком на основании анализа состояния конструкций и защитных покрытий или в связи с изменением степени загрязнения атмосферы или агрессивности грунтовых вод.
3.12. Стальные опоры и стальные детали железобетонных и деревянных опор должны быть защищены от коррозии на заводах-изготовителях с применением технологии горячего или холодного цинкования.
При отсутствии производственных возможностей их осуществления допускается по согласованию с заказчиком применение лакокрасочных покрытий и других способов защиты, выполняемых на заводах-изготовителях. Применение горячего или, по согласованию с заказчиком, «холодного» цинкования является обязательным для опор ВЛ 330-750кВ независимо от района их расположения и для опор ВЛ 35-220 кВ, расположенных по побережьям морей в зоне до 5 км от берега и в районах с сильноагрессивной степенью воздействия среды. В районах с сильноагрессивной степенью воздействия среды и по побережью морей опоры ВЛ всех напряжений поверх цинкового покрытия следует окрашивать лакокрасочными материалами II и III групп по СНиП 2.03.11-85.
Все конструкции должны быть доступны для наблюдения, окраски, а также не должны задерживать влагу и затруднять проветривание. Замкнутые профили должны быть герметизированы.