3.13. Конструкции и детали опор, изготовленные из сталей повышенной коррозионной стойкости (СПКС), могут применяться без защиты от коррозии в районах со слабоагрессивной степенью воздействия среды.
По согласованию с заказчиком допускается в районах с неагрессивной и слабоагрессивной степенью воздействия среды применение стальных конструкций (кроме конструкций из СПКС - см. выше) без специальных поверхностных покрытий (оцинковка, окраска) при условии обеспечения их достаточной коррозионной стойкости и долговечности (прочности на требуемый срок службы) за счет использования части металла конструкций на коррозионный износ. Расчет коррозийной стойкости элементов конструкций выполняется в соответствии с «Рекомендациями по проектированию и реконструкции. Коррозионностойкие конструкции металлических опор ВЛ и ОРУ подстанций. Методы обеспечения коррозионной стойкости».
3.14. Для защиты железобетонных опор и фундаментов от воздействия агрессивных сред в зависимости от степени этого воздействия следует применять соответствующие марки бетона по водонепроницаемости и морозостойкости, а также бетон на сульфатостойком цементе. В качестве дополнительной защиты при необходимости может применяться покрытие фундаментов (в том числе их наземной части) и стволов опор (подземной части и на 0,5 м выше поверхности земли) в соответствии с действующими нормами.
3.15. Выбор места установки опор должен производиться с учетом рельефа, грунтовых условий, условий строительства, монтажа и эксплуатации.
3.16. Количество типов опор, примененных при проектировании ВЛ, должно быть обосновано с учетом расхода материалов и обеспечения единой технологии строительства и эксплуатации.
Следует избегать применения типов опор, используемых в единственном числе, за исключением опор больших переходов и ответвительных опор.
Опоры с подставками различной высоты, пониженные опоры, образованные из нормальных путем снятия секций, и опоры с тросостойками для подвески различного количества тросов не являются отдельными типами опор.
3.17. При проектировании двух и более ВЛ в одном направлении (в том числе, если строительство второй и далее ВЛ ожидается в ближайшие 5-7 лет) на участках трассы, проходящих по землям, занятым сельскохозяйственными культурами, на больших переходах в населенной местности и в местах стесненных подходов к электростанциям и подстанциям рекомендуется применять двухцепные и многоцепные свободностоящие опоры.
3.18. Выбор высоты и типа опор ВЛ, устанавливаемых на обрабатываемых землях, следует производить, исходя из условия наименьшего изъятия земель сельскохозяйственного назначения.
3.19. При прохождении ВЛ, сооружаемых на стальных опорах, по массивам орошаемых и осушенных земель, земельным участкам, занятым сельскохозяйственными культурами или обладающими высоким плодородием почв, зонам санитарной охраны курортов, заповедникам, вблизи памятников культуры и истории в целях сохранения природного ландшафта и земельных угодий, а также в стесненных условиях, рекомендуется применять конструкции свободностоящих опор, обеспечивающих возможность их монтажа методом наращивания или с помощью механизмов большой грузоподъемности.
3.20. Для участков ВЛ, проходящих по вечномерзлым грунтам, просадочным грунтам, барханным пескам, болотам, широким глубокозатапливаемым поймам, а также для участков с лавинами и камнепадами, рекомендуется рассматривать целесообразность применения повышенных опор.
3.21. При проектировании ВЛ на просадочных грунтах следует, как правило, предусматривать установку опор на площадках с минимальной площадью водосбора с выполнением комплекса противопросадочных мероприятий и минимальным нарушением растительного покрова. При этом предпочтение должно отдаваться типам опор и технологии их сооружения, приводящим к минимальному нарушению поверхностного слоя грунта.
3.22. Опоры ВЛ следует располагать вне зон воздействия на них водных объектов* (рек, ручьев, периодических водотоков, озер и т.д.).
При невозможности или экономической нецелесообразности установки опор вне указанных зон с учетом развития воздействия в течение срока службы ВЛ необходимо предусматривать при проектировании мероприятия по защите опор от воздействий (специальные фундаменты, обвалование, ледорезы, надолбы, укрепление откосов, берегов и др.).
На участках ВЛ, проходящих в затапливаемых поймах, рекомендуется:
- устанавливать опоры на повышенных отметках, не подверженных затоплению во время паводка;
- применять повышенные опоры;
- глубину заложения фундаментов на естественных основаниях принимать не менее 1 м от уровней общего и местного размыва, а глубину заложения свайных фундаментов - не менее 4 м от этих уровней;
- предусматривать, при необходимости, защиту грунта вокруг опор от местного размыва;
- не производить сплошной вырубки низкорослых (до 4 м) пород деревьев и кустарников.
_____________________
* Под понятием «воздействие водного объекта» подразумеваются русловые и пойменные деформации, затопление и размыв высокими водами, ледоход, переработка берегов волновой деятельностью и т.д.
3.23. Опоры ВЛ должны устанавливаться вне зон воздействия опасных природных явлений (селей, снежных лавин и др.). Для определения наличия указанных явлений, зон их воздействия и оценки их характеристики рекомендуется привлекать специализированные организации.
3.24. При прохождении ВЛ по барханным пескам опоры рекомендуется устанавливать между барханами с обязательным выполнением пескозакрепительных мероприятий.
3.25. При технико-экономической целесообразности на углах поворота трассы, где это возможно по местным условиям и когда не требуется установки анкерных угловых опор, могут применяться промежуточные угловые опоры. При этом расстояния между ближайшими промежуточными угловыми опорами (или промежуточными угловыми и анкерными угловыми опорами) должны быть ограничены по условиям монтажа проводов.
3.26. При применении опор (унифицированных, типовых, индивидуальных, повторно применяемых) в условиях, отличающихся от тех, на которые они рассчитаны, необходимо выполнять поверочные расчеты этих опор на конкретные условия их установки (на реальные значения весовых и ветровых пролетов, разность тяжений и др.).
3.27. В районах, где имеют место частые случаи расхищения элементов болтовых опор в целях их предотвращения рекомендуется предусматривать применение опор из замкнутых многогранных профилей, решетчатых опор со сварными нижними секциям, приварку гаек к стержню болта с последующей покраской мест сварки в узлах опор до высоты 6,0 м и других противовандальных устройств.
3.28. Для обеспечения соответствия прочности существующих опор новым нагрузкам при техническом перевооружении или реконструкции ВЛ 110-220 кВ по причине утяжеления климатических условий (повышение районов по ветру, гололеду и т.п.) допускается по согласованию с заказчиком отказ от подвески грозозащитного троса в районах по п. 2.5.116 ПУЭ седьмого издания (кроме подходов к подстанциям).
3.29. В проектно-сметную документацию технического перевооружения и реконструкции ВЛ должны включаться (с учетом п.п. 1.9 и 1.10 настоящих Норм):
3.29.1. Мероприятия по устранению дефектов и повреждений существующих опор и фундаментов с восстановлением прочности конструкций и заделок до уровня, установленного требованиями нормативных документов.
3.29.2. Устройство вновь или восстановление защиты существующих опор от воздействия опасных физико-геологических и гидрологических явлений (просадок грунта, выпучивания, ледохода, размыва грунта талыми и дождевыми водами, выдувания песка и т.п.).
3.29.3. Мероприятия по обеспечению нормируемой прочности заделки существующих железобетонных и деревянных опор и фундаментов металлических опор (обвалование, установка дополнительных ригелей и пр.).
3.29.4. Замена загнивших, расщепленных и обгоревших элементов существующих деревянных опор.
3.29.5. Замена стоек существующих железобетонных опор, прочность и устойчивость которых из-за имеющихся дефектов и повреждений не отвечает требованиям норм.
3.29.6. Замена стальных опор, неработоспособность которых в целом установлена расчетом, или имеющих неработоспособные элементы (узлы), не обеспечивающие условия безопасного подъема и перемещения эксплуатационного персонала.
3.29.7. Замена или усиление элементов металлических опор, у которых из-за коррозии произошло уменьшение поперечного сечения до величины, не обеспечивающей прочности элемента, требуемой СНиП II-23-81* изд.2004 г. и Методическими указаниями по оценке технического состояния металлических опор…(МУ34-70-177-87).
3.29.8. Работы, обеспечивающие нормальное состояние опор.
3.29.9. Мероприятия по обеспечению безопасного подъема и перемещения эксплуатационного персонала по стойкам, траверсам, тросостойкам или их элементам.
3.30. При подвеске на ВЛ волоконно-оптического кабеля любого типа должна быть выполнена проверка опор и (или) их элементов и закреплений опор в грунте на возникающие при этом дополнительные нагрузки, в том числе на повышенные гололедно-ветровые нагрузки, и при необходимости предусматриваться усиление опор или их замена.
4. ПРОВОДА И ГРОЗОЗАЩИТНЫЕ ТРОСЫ
4.1. Выбор сечения проводов ВЛ напряжением 500 кВ и ниже должен производиться по плотности тока, рекомендуемой ПУЭ; для ВЛ напряжением выше 500 кВ - на основании технико-экономических расчетов.
Выбор сечения проводов на основании технико-экономических расчетов можно производить независимо от величины напряжения ВЛ.
4.2. В условиях равнинной местности рекомендуется применять на ВЛ не более двух марок и сечений проводов, включая магистраль и ответвления от нее.
При наличии технико-экономического обоснования допускается на отдельных сложных участках ВЛ (большие переходы через водные пространства, горы, поймы, болота, сложные климатические условия по п. 7.1 и пр.) применение марок и сечений проводов и грозозащитных тросов и конструкции фазы, отличных от примененных на всей линии.
4.3. На ВЛ рекомендуется применять сталеалюминиевые провода, в том числе провода со сниженным активным сопротивлением переменному току. Использование алюминиевых проводов и проводов из алюминиевого сплава обосновывается технико-экономическими расчетами.
На больших переходах через водные пространства при наличии экономической целесообразности в качестве проводов могут применяться стальные канаты.
4.4. При проектировании ВЛ 220 кВ и выше со сталеалюминиевыми проводами отношение сечения алюминия к сечению стали в проводах выбирается на основании расчетов.
4.5. В качестве грозозащитных тросов следует, как правило, применять стальные канаты из оцинкованной проволоки с покрытием ее поверхности по группе ОЖ (для особо жестких условий работы), стальные канаты из проволоки с алюмоцинковым покрытием или из стальных проволок плакированных алюминием и по способу свивки нераскручивающиеся. На ВЛ 110 кВ и выше следует применять 19-проволочные стальные канаты, на ВЛ 35 кВ допускается применять 7-проволочные стальные канаты.
Грозозащитные тросы со встроенными оптическими кабелями могут применяться для организации цифровых систем передачи информации (см. пп.4.8-4.13).
Выбор марки троса определяется технико-экономическим расчетом, учитывающим обеспечение работоспособности троса на весь срок службы ВЛ.
4.6. При выполнении технического перевооружения (реконструкции) ВЛ надлежит руководствоваться следующим.
4.6.1. Выбор нового сечения проводов с целью повышения пропускной способности ВЛ производится по плотности тока, рекомендуемой ПУЭ. При наличии технико-экономического обоснования допускается увеличение на 20% плотности тока по сравнению с нормированной.
Выбор конструкции фазы (подвеска новых проводов большего сечения или дополнительных проводов в фазе) производится на основании технико-экономического расчета.
4.6.2. При замене проводов в связи с их физическим износом целесообразность увеличения сечения проводов определяется с учетом передаваемой по ВЛ мощности и допустимости двукратного превышения нормативной плотности тока в соответствии с ПУЭ.
4.6.3. Величина мощности, передаваемой по ВЛ, определяется на основании утвержденной схемы развития электрических сетей (или другой аналогичной работы) с учетом перспективной загрузки ВЛ на 10 лет, определяемой на момент выполнения технического перевооружения (реконструкции), и назначения ВЛ.
4.6.4. При утяжелении климатических условий в районах по гололеду IV и выше допускается повышение напряжения (с соответствующей защитой от вибрации) при наибольшей нагрузке до 60% предела прочности в сталеалюминиевых проводах сечением по алюминию 120мм2 и более (при А/С 4,28 и более), а также в стальных тросах сечением 95мм2 и более, при этом для толщины стенки гололеда 20мм напряжение в сталеалюминиевых проводах не должно превышать 45%, а в тросах – 50% предела прочности.
4.6.5. Грозозащитные тросы, примененные на ВЛ, должны отвечать требованиям термической стойкости при расчетных токах к.з., определенных с учетом перспективы развития энергосистемы, а также исключать наличие короны и радиопомех.
4.6.6. Провода и грозозащитные тросы, непригодные к дальнейшей эксплуатации вследствие коррозии, старения, потери прочности или наличия повреждений, подлежат замене или ремонту с учетом п.п. 1.9 и 1.10 настоящих НТП.
4.6.7. Объем работ по замене проводов и грозозащитных тросов непригодных к эксплуатации - полностью на всей ВЛ, полностью в отдельных анкерных пролетах или частично в отдельных промежуточных пролетах - определяется проектной организацией по согласованию с заказчиком и с привлечением при необходимости специализированных организаций.
4.6.8. В проектно-сметной документации учитывается замена проводов и грозозащитных тросов по всей ВЛ или в отдельных анкерных пролетах, а замена в отдельных промежуточных пролетах, включается в проектно-сметную документацию по решению заказчика.
4.6.9. По решению заказчика в проектно-сметную документацию могут быть включены работы по регулировке тяжения проводов фаз и в расщепленной фазе (в том числе при наличии участков ВЛ с нарушением предусмотренных ПУЭ габаритов проводов до земли и пересекаемых объектов) и перемонтажу поддерживающих зажимов, дистанционных распорок, гасителей вибрации и пляски при наличии повреждений проводов и грозозащитных тросов в местах их установки.
4.6.10. При наличии многократных случаев перекрытий с шлейфов анкерно-угловых опор на элементы опор должны предусматриваться мероприятия по предотвращению перекрытий.
4.7. В проектно-сметной документации на сооружение ВЛ следует предусматривать защиту проводов и грозозащитных тросов от вибрации и пляски в соответствии с требованиями главы 2.5 ПУЭ и нормативно-технической документации.
Установка гасителей вибрации при техническом перевооружении и реконструкции ВЛ должна производиться в соответствии с нормами, действующими на момент выполнения технического перевооружения (реконструкции).
Если при эксплуатации ВЛ на ней имели место неоднократные обрывы проволок проводов и грозозащитных тросов, то на основании замеров параметров вибрации и проведения необходимых расчетов разрабатывается проект защиты проводов (тросов) от вибрации.
4.8. Для организации цифровых систем передачи информации могут использоваться волоконно-оптические кабели связи, прокладываемые по элементам ВЛ. Для ВЧ каналов по ВЛ используются линейные ВЧ тракты, создаваемые на фазных проводах или грозозащитных тросах.
4.9. При проектировании подвески ОКГТ должны производиться проверки термостойкости и молниестойкости этого кабеля с учетом интенсивности грозовой деятельности в районе прохождения трассы ВЛ.
4.10. При размещении ОК на элементах существующей ВЛ расчет стрел провеса ОКГТ, ОКФП, ОКСН производится на нагрузки, которые были приняты в проекте существующей ВЛ. По условиям механической прочности ОК должен быть проверен на расчетные нагрузки по требованиям действующей на этот момент главы 2.5 ПУЭ.
4.11. При сооружении по существующей ВЛ волоконно-оптической линии связи с использованием ОКНН должна быть выполнена проверка проводов и тросов на дополнительные нагрузки, возникающие от массы кабеля, массы гололедных отложений на кабеле и давления ветра на кабель.
4.12. При сооружении по существующей ВЛ волоконно-оптической линии связи с использованием оптических кабелей типов ОКГТ, ОКФП или ОКНН должно обеспечиваться выполнение требований главы 2.5 ПУЭ к расстояниям между проводами и тросами в середине пролета и к соотношению между стрелами провеса проводов и тросов. Допускаемое напряжение в ОК должно приниматься по данным изготовителя кабеля.
4.13. При наличии плавки гололеда на проводах или грозозащитных тросах существующей ВЛ, на которой сооружается волоконно-оптическая линия связи с использованием ОКГТ, ОКФП или ОКНН, оптические кабели должны соответствовать длительному воздействию тока плавки, результатом которого является нагрев ОКГТ, провода или троса. Допускаемая температура нагрева кабелей определяется производителем, а ток плавки не должен приводить к перегреву кабелей при климатических условиях, соответствующих режимам плавки.
5. ИЗОЛЯЦИЯ, АРМАТУРА, ЗАЗЕМЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА,
ЗАЩИТА ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ
5.1. Выбор количества, типа и материала (стекло, фарфор, полимеры) изоляторов производится в соответствии с требованиями глав 1.9 и 2.5 Правил устройства электроустановок с учетом климатических условий (температуры и увлажнения), условий загрязнения, опыта эксплуатации существующих ВЛ.
На ВЛ 330 кВ и выше рекомендуется применять, как правило, стеклянные изоляторы; на ВЛ 35-220 кВ - стеклянные, полимерные и фарфоровые, преимущество должно отдаваться стеклянным или полимерным изоляторам.
На ВЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях (горы, болота, районы Крайнего Севера и т.п.), на ВЛ, сооружаемых на двухцепных и многоцепных опорах, и на ВЛ, питающих тяговые подстанции электрифицированных железных дорог, независимо от напряжения следует применять стеклянные изоляторы или, при наличии соответствующего обоснования, полимерные, на больших переходах - стеклянные изоляторы.
5.2. Конструкции гирлянд изоляторов и креплений грозозащитных тросов рекомендуется выбирать в соответствии с действующими типовыми проектами.
На отдельных сложных участках ВЛ могут быть применены конструкции гирлянд, требующие разработки нестандартных изделий линейной арматуры. Нестандартные изделия линейной арматуры должны применяться только после проведения их испытаний и приемки в установленном порядке.
При строительстве, техническом перевооружении (реконструкции) ВЛ по согласованию с заказчиком наряду с традиционной линейной арматурой (прессуемой, скручиваемой и болтовой) может применяться спиральная арматура, а также демпфирующие распорки для расщепленного провода, междуфазовые изолирующие распорки для уменьшения пляски проводов.
5.3. Конструкция поддерживающих гирлянд ВЛ 330 кВ и выше должна обеспечивать такую величину падения напряжения на каждом из наиболее нагруженных изоляторов, при которой не превышается допустимый уровень радиопомех от короны.
5.4. Для повышения грозоупорности ВЛ рекомендуется:
5.4.1. Устанавливать ограничители перенапряжений на участках с высоким удельным сопротивлением грунтов, на пересечениях, выполняемых на повышенных опорах, на бестроссовых участках, увеличивать количество изоляторов в гирляндах и др.
5.4.2. На вновь сооружаемых ВЛ на двухцепных опорах для снижения количества двухцепных отключений применять дифференцированную изоляцию цепей со степенью дифференциации не менее 20%.
5.5. Отказ от подвески грозозащитного троса на ВЛ или их отдельных участках допускается по п.2.5.116 ПУЭ седьмого издания при наличии обоснования и по согласованию с заказчиком (эксплуатирующей организацией).
5.6. При проектировании технического перевооружения или реконструкции ВЛ:
5.6.1. Выбор изоляторов по механической прочности для новых участков ВЛ, сооружаемых взамен ликвидируемых по различным причинам, производится по нагрузкам, которые определяются для климатических условий, уточненных в соответствии с п. 2.13.3.
5.6.2. При необходимости, на основании расчетов и опыта эксплуатации предусматривается подвеска балластов к поддерживающим гирляндам или увеличение массы существующих балластов.
5.6.3. При подвеске на ВЛ или отдельных ее участках нового провода выбор линейной арматуры производится по действующим нормам с учетом новых нагрузок и выбранного провода.
5.6.4. Замена линейной арматуры по причине ее коррозии, старения, износа, а также изменение местоположения и регулировка защитной арматуры (колец, экранов, гасителей вибрации, дистанционных распорок и др.) производится с учетом п.п.1.9 и 1.10 настоящих Норм.
5.6.5. На основании опыта эксплуатации по согласованию с заказчиком производятся изменение решений по грозозащите на подходах ВЛ к подстанциям и замена имеющихся на ВЛ дефектных защитных аппаратов (трубчатых и вентильных разрядников, ограничителей перенапряжения, искровых промежутков).
5.6.6. С учетом п.п. 1.9 и 1.10 настоящих Норм предусматриваются работы по доведению величин сопротивления заземляющих устройств до нормируемых значений, установке новых заземляющих спусков при наличии коррозии или обрывов существующих, восстановлению контактов соединений заземляющих спусков и заземлителей с грозозащитным тросом и опорой, замене поврежденных коррозией заземлителей.
6. ПРОХОЖДЕНИЕ ВЛ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ МЕСТНОСТИ.
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СБЛИЖЕНИЯ
6.1. При проектировании технического перевооружения и реконструкции ВЛ следует предусматривать:
6.1.1. Мероприятия по обеспечению нормируемых расстояний от проводов ВЛ до поверхности земли и пересекаемых естественных препятствий и инженерных сооружений, а также до различных объектов при сближении с ними.
6.1.2. На основании проведенных расчетов защиту линий связи от опасного и мешающего влияний ВЛ или реконструкцию воздушных линий связи в кабельные при переводе ВЛ на более высокое напряжение, выносе участков ВЛ на новую трассу, при выявлении вблизи ВЛ новых линий связи, при возрастании расчетных токов короткого замыкания.
6.1.3. Перенос или переустройство линий связи по требованию заказчика из-за наличия случаев повреждения ВЛ, вызванных обрывами проводов или другими повреждениями линий связи.
6.1.4 Выполнение по требованию заказчика работ по восстановлению, приведению в исправное состояние или установке вновь сигнальных знаков на переходах через судоходные реки и автомобильные дороги, светоограждения и дневной маркировки переходных опор, отбойных тумб для защиты от наезда транспорта.
6.1.5. С учетом п.п.1.9 и 1.10 настоящих Норм дополнительную разрубку просек при переводе ВЛ на более высокое напряжение, изменении назначения ВЛ, при установке на ВЛ опор с увеличенными расстояниями между крайними фазами, а также в связи с изменением требований ПУЭ (учет перспективного роста деревьев, радиуса крон, увеличение нормированных расстояний между проводами и кронами деревьев).
6.1.6. Расширение, при необходимости, просеки, вырубку по решению заказчика отдельных деревьев на краю существующей просеки и деревьев и кустарника высотой более 4 м под проводами ВЛ.
6.2. В предпроектной и проектной документации большие переходы через водоемы и ущелья следует, как правило, прорабатывать в нескольких вариантах. Выбор варианта производится на основании технико-экономического сравнения.
6.3. При проектировании светоограждения опор в качестве одного из взаиморезервирующих источников питания светоограждения рекомендуется предусматривать емкостной отбор мощности от грозозащитных тросов или другие автономные источники питания.
6.4. При проектировании ВОЛС-ВЛ с использованием ОКФП и ОКНН на фазных проводах должны быть обеспечены наименьшие расстояния от провода со встроенным ОК или с прикрепленным или навитым ОК до конструкции опоры при отклонении провода от воздействия ветра и до земли и инженерных сооружений и естественных препятствий в соответствии с требованиями главы 2.5 ПУЭ.