Страницы истории костромской энергетики
В июне 1923 года в Костромской области произошло удивительное, можно сказать, историческое событие: в деревне Коробейниково была пущена крупная по тем временам электростанция. Это была первая в России сельскохозяйственная кооперативная электрическая станция, построенная крестьянами Шунгенской волости на свои деньги.
Зажиточная Шунга
Шунгенцы жили зажиточно, многие были грамотными. Здесь прочные корни пустила кооперация. В 1912 году четыре существовавшие в волости кооперативные организации образовали Шунгенский союз кооперативов, который стал общепризнанным лидером сельхозкооперации России.
От доходов своих предприятий кооператоры систематически делали отчисления на общественные нужды. Здесь действовала библиотека, устраивались развлечения для детей, организовывались лекции о кооперации. Большой популярностью пользовался народный самодеятельный театр. На деревенских праздниках, сходах и кооперативных собраниях часто выступал крестьянский хор. Кооперация взяла на себя и заботу об инвалидах войны и детях-сиротах.
Функции здешней кооперации настолько расширились, что она стала уже выполнять задачи, скорее свойственные органам местного самоуправления. Кооператоры занимались обустройством дорог, прокладкой телефонной линии, рытьем колодцев.
Шунгенский союз кооперативов объединял 43 села, 3500 дворов. Надел земли здесь был всего полдесятины на двор (1 десятина = 1,06 га). При таком малоземелье крестьянам не оставалось ничего, кроме как интенсивно развивать культуру картофелеводства и его переработки. Средний урожай картофеля не опускался здесь ниже 2.000 пудов с десятины. 80 % населения волости занималось картофелеводством.
У союза имелось: 7 терочных заводов, 1 крахмальный, вальцовая мельница, лесопильный завод, 5 кирпичных заводов, хлопко-сушильный и сыроваренный заводы. Для них требовался постоянный источник энергии.
Долой темноту!
Нужен был кто-то из местных жителей, авторитетный, уважаемый человек, знакомый с электричеством. И такой человек нашелся – крестьянин из деревни Тепра Михаил Иванович Стругов. В начале ХХ века он был призван на военную службу и оказался в Кронштадтской минной школе. Здесь, на Балтике, в учебных классах школы, а позже на Тихом океане, где Стругов был минным квартирмейстером 1-й статьи на подводной лодке, он досконально изучил не только минное дело, но и электротехнику. И преподаватели Кронштадтской школы, и офицеры с подлодки давали старательному матросу отличную аттестацию.
Возвращение Стругова в Тепру вызвало всеобщий интерес. Еще бы! Вон какой службе обучен, всю Россию-матушку из конца в конец проехал, в глубины морские погружался, по японцам стрелял... От него не отходили часами. А сам Стругов прикидывал, как подступиться к землякам с заветной мечтой – чтобы сложиться всем миром и построить кооперативную электростанцию.
На собрании уполномоченных осенью 1918 года Михаил Иванович убеждал односельчан построить электростанцию, но тогда поддержали его лишь крестьяне села Яковлевское.
Тогда Стругов обратился за помощью к известному в губернии инженеру Л.Р. Феддеру. Тот помог основательно подготовиться, и 3 февраля 1919 года общее собрание уполномоченных Шунгенского союза приняло решение построить электростанцию:
«Мы, крестьяне, бедняки и середняки Шунгенской волости, желая навсегда покончить с темнотой и невежеством старого мира, единогласно постановляем:
1. Построить в селе Шунга электростанцию;
2. Просить Советскую власть (особенно товарища Ленина и Калинина) оказать помощь в строительстве».
Шунгенцы избрали строительную комиссию, руководителем которой стал М.И. Стругов, ему активно помогали А.С. Емелин, С.Ф. Шишин, И.М. Старикин, А.К. Куклин, А.Т. Разживин, А.Н. Ракутин, Г.С. Крупин.
Место для постройки выбрали неподалеку от села Шунги, на берегу реки Костромы, в деревне Коробейниково. В технический отдел губсовнархоза крестьяне направили предложение разработать проект электрификации Шунгенско-Саметского района.
9 февраля 1919 года решение о строительстве Шунгенской электростанции было одобрено электроотделом ВСНХ. Костромской губсовнархоз выделил 2.731.948 руб. (в тогдашних ценах) на строительство, отметив, что остальная часть расходов должна осуществляться на средства населения.
Начало положено
На должность главного инженера пригласили из Москвы Георгия Ивановича Панова. По крупицам, в условиях разрухи и гражданской войны, собирали стройматериалы: кирпич, бревна, цемент, арматуру. Но с трудностями сталкивались на каждом шагу. К имеющимся на стройке проблемам добавились и последствия движения “зеленых”, затронувшего Шунгенскую волость (“зелеными” называли сельских повстанцев, боровшихся с Советской властью и укрывавшихся в лесах – Авт.).
Приказом губернского военно-революционного совета город Кострома и уезд 13 апреля 1919 года были объявлены на осадном положении. Неоднократные призывы большевистской власти о добровольной явке и сдаче оружия с последующей амнистией оказались малоэффективными. Властям пришлось принимать более решительные меры. Их обсуждал, в частности, в своих письмах В.И. Ленину командированный в мае-июне 1919 года нарком просвещения А.В. Луначарский.
Для решительного перелома в борьбе с “зелеными” были привлечены части Красной Армии, использовались артиллерия и аэропланы. В целях устрашения и исполнения директив Л.Д. Троцкого некоторые села были сожжены. Сгорела в Самети и одна из самых первых сельских электростанций губернии.
Но и в таких условиях проявилась организующая роль кооперативов. Повсеместно прошли сельские сходы, на которых от каждого населенного пункта избрали уполномоченных по делам стройки. Правление Шунгенского союза ввело обязательную трудовую повинность: каждому желающему пользоваться электроэнергией полагалось безвозмездно отработать на строительстве установленное количество дней.
По оценке газеты “Красный мир”, общая смета на станцию исчислена в сумме 9 млн. руб., причем половину этой суммы составлял капитал, составленный кооперативами, а другую половину электрификаторы надеялись получить из центра.
Трудности строительства
Главной проблемой оставалась некомплектность оборудования. Например, общая протяженность воздушной сети должна была составить 180 верст, провода же имелось всего на 20 верст. Стругов то и дело ездил в губсовнархоз: просил, доказывал, требовал.
По крупицам, в условиях царившей разрухи, собирали стройматериалы – кирпич, бревна, цемент, арматуру. По всей тогдашней России добывали оборудование. В Петрограде нашли паровую машину и трехфазный генератор, на фабрике «Треугольник» получили паровые котлы. В марте 1920 года, пока был крепким лед на Волге, оборудование доставили к электростанции. Шунгенцы соорудили особые сани и, впрягаясь по 400 человек, тащили крупные части машин и котлов весом 900 пудов.
Немало звучало споров, были и не верящие в успех. Выручала железная воля М.И.Стругова: «Нет нам пути назад. Бросим дело – позором себя покроем. Надо тянуть до победы».
Уже в январе 1921 года строители намечали приступить к монтажу паровой машины, однако сроки пришлось отодвинуть в связи со смертью от сыпного тифа главного инженера Г.И. Панова. Но он успел подготовить необходимые чертежи и расчеты по монтажу оборудования в машинном отделении.
Главным инженером стройки стал А.А. Флоров, до этого работавший директором Чижовских училищ.
Всем миром
Не жалея сил, работали шунгенские мужики на стройке. Житель села Яковлевское Л.А. Касаткин вспоминал: “По несколько сот крестьян ежедневно трудились на выемке грунта под фундамент, перевозке материалов. Летом в Коробейникове застучали топоры плотников – стены станции строили деревянными с расчетом заменить потом кирпичными – и к зиме здесь выросло здание машинного отделения”.
Кроме того, в течение года в Коробейниково подвезли около 100 тыс. штук кирпича, 600 деревьев для столбов, вынуто и вывезено около 200 кубометров земли. 18 декабря 1920 года союз устроил субботник, в котором участвовала половина деревень волости. С железнодорожной станции вывезли семь вагонов металлических частей для оборудования котельной. Управились за четыре часа.
К ноябрю 1922 года завершен монтаж котельного отделения и оборудование распределительного устройства. В качестве первичного двигателя установили паровую машину мощностью 500 л.с. Котельную оборудовали двумя паровыми котлами по 260 кв. м поверхности нагрева каждый. Ток – трехфазный, напряжением 220 В.
Областная газета “Красный мир” писала: “Шунгенская электростанция … по своему значению далека, конечно, от таких как Волхов-стройка или Шатурская электростанция. Тем не менее это первая строящаяся при Советской власти станция большого сельскохозяйственного значения…”.
Три парохода гостей
10 июня 1923 года состоялось торжественное открытие электростанции. Гости приехали на трех пароходах. В составе московской делегации из 70 человек были и корреспонденты американских и английских газет.
Торжества проходили на площадке перед котельным отделением. К празднику подготовили сельскохозяйственную выставку, спектакль народного дома, выступление струнного оркестра, демонстрацию кинофильмов.
Строители и крестьяне один за другим поднимались на дощатую трибуну, говорили взволнованные слова. Собравшихся тепло приветствовали от ВЦИК и от Моссовета, от наркомзема и губсовнархоза, сельхозкооперации и Главкустпрома, от местных партийных и советских органов. Известный в те годы поэт Д.Бедный в своей речи сказал, что построенной станцией взято лишь огненное яркое перышко электрической дивной Жар-птицы.
В полдень включили рубильники. В 41 деревне зажглись электрические лампочки. Свет получили около трех тысяч домов, 13 тыс.жителей. Семь кооперативных заводов были электрифицированы. На лугу продемонстрировали новинку – электровспашку. А потом в машинном отделении электростанции организовали обед на 600 человек.
На костромской земле стала действовать первая в России сельскохозяйственная кооперативная электрическая станция.
Потрясенный увиденным, Демьян Бедный сочинил большую поэму «Кострома», которая была опубликована в центральных газетах. В ней он назвал наш старинный волжский город «городом-улыбкой».
С той поры электрический свет в Шунгенской волости, да и в Костромской губернии постепенно стал привычным явлением.
Материал подготовили Юрий Тимонин, Елена Владимирова.