них лампы накаливания:
- для общего освещения - не более 200 Вт;
- для местного (переносного) освещения не более 60 Вт.
При этом светильники должны быть укомплектованы патронами, обеспечивающими надежный контакт цоколя лампы с токоведущими частями и полное закрытие цоколя лампы во ввинченном состоянии.
3.3.2. Светильники для общего освещения на напряжение 220 В должны иметь электрозащитную блокировку (тип СН-131Ш, СП-131К по ТУ 5.633-5036-72).
3.3.3. Разрешается применять светильники для общего освещения на напряжение 42 В, 50 Гц без электрозащитной блокировки, но с защитной сеткой.
3.3.4. Светильника аварийного освещения должны отличаться от светильников общего освещения типом, размером и специально нанесенным на них опознавательным знаком.
3.3.5. Переносные светильники должны быть укомплектованы стеклянным колпаком, защитной сеткой и приспособлением для возможности подвешивания их в соответствующем месте на время выполнения работы.
3.3.6. Конструктивное исполнение переносных светильников и технические характеристики применяемых материалов для их изготовления должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0—75.
3.3.7. Присоединение переносных светильников к сети должно быть выполнено шланговым кабелем (с изоляцией жил из маслостойкой резины) с помощью штепсельного разъема с накидной гайкой.
3.3.8. Электропитание светильников напряжением 36 В, 50 Гц и ниже должно осуществляться от трансформаторов. При этом вывод или средняя точка вторичной обмотки трансформатора, а также его корпус, должны быть заземлены.
3.3.9. Запрещается применять для понижения напряжения питания переносных светильников автотрансформаторы и добавочные резисторы.
3.3.10. Переносные светильники должны быть зарегистрированы в специальном журнале и за их состоянием должен быть установлен соответствующий контроль ответственного лица, назначенного администрацией цеха, участка.
3.3.11. Во взрывоопасных помещениях (танках, топливных цистернах, аккумуляторных и т.д.) необходимо применять стационарные светильники взрывозащищенного исполнения.
Для переносного освещения в этих помещениях должны применяться аккумуляторные фонари взрывозащищенного исполнения.
3.3.12. Уровень освещенности помещений судов на период их ремонта или постройки определяется:
- для ремонтируемых судов - нормами освещенности приведенными в приложении 3 к "Санитарным правилам для морских судов СССР";
- для строящихся судов - на основе расчета освещенности помещений и пространств с учетом требований действующих на СРЗ нормативных документов, в том числе РД 31.83.04-89 (п.1.11.4).
4. ТРЕБОВАНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ К ПЕРЕДВИЖНЫМ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМ
4.1. Подключение к питающей сети передвижных (переносных) электроустановок необходимо выполнять гибким кабелем.
Передвижные силовые электроустановки напряжением выше 42 В, 50 Гц должны подключаться к сети кабелями, имеющими дополнительную жилу для заземления корпуса электроустановки.
4.2. Конструктивное исполнение штепсельных соединений для подключения передвижных электроустановок мощностью более 1 кВт должно предусматривать наличие встроенного выключателя и блокировочного устройства, исключающего возможность присоединения или отсоединения вилки, если выключатель находится в положении "включено".
4.3. Штепсельные соединители для передвижных и переносных электроприемников с заземляемыми корпусами должны быть снабжены специальным контактом для присоединения заземляющего проводника и устроенного так, чтобы исключить возможность включения заземляющего контакта на токоведущий контакт.
4.4. Соединение между заземляющими контактами вилки и штепсельной розетки должно устанавливаться до того, как войдут в соприкосновение токоведущие контакты. Порядок отключения контактов должен быть обратным.
Заземленный контакт штепсельной розетки должен быть соединен перемычкой с ее корпусом, если этот корпус выполнен из металла.
4.5. Допускается подключение питающих кабелей передвижных электроустановок к контактным выводам РЩ. При этом необходимо, выполнить предварительные операции по обеспечению электробезопасности:
- на РУ отключить соответствующий фидер питания РЩ и вывесить табличку "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! Работают люди" на рукоятке отключенного автомата или выключателя;
- подсоединить на "корпус" переносные заземления;
- проверить индикатором отсутствие напряжения на токоведущих частях РЩ, на которые должно быть наложено заземление;
- наложить переносные заземления на отключенные токоведущие части РЩ;
- оградить рабочие места и вывесить предписывающий знак с надписью "Работать здесь".
4.6. Электросварочные агрегаты и их аппаратура, устанавливаемые на судне, должны иметь необходимую степень защиты от прикосновения к токоведущим частям и попадания влаги (по ГОСТ 14254-80) в зависимости от условий мест их установки и эксплуатации.
4.7. Электросварочное оборудование защищенного исполнения (IP22) должно быть установлено в закрытых контейнерах, доступных только обслуживающему персоналу.
4.8. Длина кабеля питания от места подключения до передвижной электросварочной установки не должна превышать 10 м (РД 31.83.04-89, п.5.2.12).
4.9. В электросварочных установках должен использоваться сварочный гибкий кабель с резиновой изоляцией жилы, в шланговой резиновой оболочке на номинальное напряжение не ниже 1000 В.
4.10. Измерение сопротивления изоляции ЭО электросварочных установок должно производиться не реже, чем 1 раз в 6 месяцев. При этом сопротивление изоляции сварочных цепей должно быть не менее 1,0 МОм.
4.11. Подключение и отключение передвижных электроустановок производится электротехническим персоналом по письменной заявке прораба (мастера) судна.
Передвижные электроустановки должны отключаться от сети питания на время перестановки их на новое место работы.
5. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТА И РУЧНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
5.1. На ремонтируемых и строящихся судах должны применяться электроинструмент и ручные электрические машины не ниже следующих классов в зависимости от категории помещений по степени опасности поражения электрическим током:
- в помещениях с повышенной опасностью и вне помещений - класса II (с двойной изоляцией частей находящихся под напряжением) при условии использования необходимых средств защиты и класса III без использования средств защиты;
- в особо опасных помещениях (танках, цистернах, отсеках и т.д.), а также при работе в стесненных и неблагоприятных условиях - класса III при обязательном применении средств защиты (РД 31.83.04-89, п.п. 1.15.64, 1.15.69 и РД 31.81.10-91 с Извещением по охране труда № 1-95, п. 5.6.3).
5.2. При подключении к сети напряжением 220 В ручных электрических машин класса II следует применять блоки питания с устройством защитного отключения (УЗО) в соответствии с РД 31.81.01-87. СУОТ. "Требования безопасности к морским судам" (п. 4.5.11).
5.3. Конструктивное исполнение ручных электрических машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.013.0-91.
5.4. К работе с электроинструментом и ручными электрическими машинами допускается производственный персонал, имеющий квалификационную группу по электробезопасности не ниже II (РД 31.83.04-89. п. 1.15.63).
5.5. Разрешается при ремонте или постройке судна подключать ручные электрические машины к штатной судовой сети через переносные понижающие трансформаторы или преобразователи частоты с вторичным напряжением не выше 50 В с изолированной вторичной обмоткой. Корпуса переносных источников питания должны быть заземлены.
5.6. Запрещается вносить переносные источники питания внутрь замкнутых и труднодоступных помещений, а также емкостей, отсеков и т.п.
5.7. Разрешается подключать ручные электрические машины к питающей сети только посредством штепсельного разъема и несъемного шлангового кабеля, на номинальное напряжение не ниже 500 В, минимальным сечением жилы 1,5 мм2, длиной до 30 м. Конструкция штепсельного разъема должна исключать возможность подключения ручного электроинструмента к сети с другим значением напряжения.
5.8. Запрещается применять для подключения к сети электроинструмента и ручных электрических машин автотрансформаторы и добавочные резисторы (с целью понижения напряжения).
5.9. Питание ручных электрических машин необходимо осуществлять самостоятельными линиями. Запрещается подключать к одной линии питания различные по назначению переносные электроприемники.
5.10. Ручные электрические машины и электроинструмент необходимо отключать от питающей сети:
- в случае обесточивания питающей линии при работе ручным электроинструментом;
- на период временного прекращения работы с использованием ручного электроинструмента.
5.11. ТО электроинструмента и ручных электрических машин должно производиться согласно указаниям инструкций завода-изготовителя с ежемесячным испытанием изоляции (приложение 6 к настоящим Правилам, таблица 2).
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТНЫМ ЗАЗЕМЛЕНИЯМ
6.1. Запрещается производство на судне всех работ, связанных с эксплуатацией систем временного электроснабжения, до выполнения защитного заземления корпуса судна с заводской магистралью заземления не менее, чем в двух точках, максимально удаленных друг от друга. Корпус судна используется в качестве судовой магистрали заземления.
6.2. Защитные заземления металлических нетоковедущих частей временных электроустановок на судах предназначены для обеспечения электробезопасности производственного персонала и повышения надежности срабатывания аппаратов защиты электроприемников при питании от сети с заземленной нейтралью.
6.3. Заземлению на судне подлежат:
- корпуса, кожухи и другие нетоковедущие части электрических машин, трансформаторов, РУ, аппаратуры, приборов, светильников и другого электрооборудования на напряжение свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока, а во взрывоопасных помещениях - при всех напряжениях электроустановок;
- один вывод вторичной обмотки сварочных, измерительных трансформаторов, а также понижающих с напряжением вторичной обмотки 42 В и выше;
- металлические оболочки кабелей;
- трубы и кожухи, применяемые для зашиты кабелей от механических повреждений, в двух местах (начале и конце трассы) заземляющими перемычками,
- щиты питания электроинструмента и переносного освещения с трансформаторами 220/42 В и 220/12 В и преобразователями частоты с первичным напряжением 127 и 220 В.
6.4. На судах с неметаллическим корпусом в качестве магистрали заземления должны быть применены специально проложенные медные шины сечением от 35 до 70 мм2 в зависимости от суммарной мощности источников электропитания. При сварке вторичная обмотка сварочного трансформатора и свариваемое изделие должны быть заземлены путем непосредственного присоединения к указанной магистрали заземления.
6.5. Заземление корпуса судна, поставленного в док, должно быть выполнено не менее, чем в двух точках, гибкими кабельными перемычками сечением не менее 70 мм2 каждая посредством их соединения к соответствующим устройствам на корпусе дока.
6.6. На плаву при ремонте и достройке судов для соединения корпуса судна с заводским заземляющим устройством должны применяться кабели для нестационарной прокладки (ГОСТ 24334) сечением не менее 50 мм2. Присоединение заземляющих проводников к корпусу судна должно быть выполнено сваркой или болтовым соединением.
Запрещается использовать в качестве заземляющих проводников швартовы и стальные тросы.
6.7. При питании временных сетей электроснабжения от берегового источника трехфазного тока с заземленной нейтралью нулевой проводник должен быть присоединен к корпусу судна.
Запрещается использование нулевого проводника для подключения электроприемников на судне.
6.8. Запрещается установка предохранителей и выключателей в проводах защитного заземления и нулевых проводниках.
6.9. Запрещается последовательное заземление корпусов электрооборудования и арматуры сетей освещения.
6.10. Корпуса осветительной арматуры и силовое электрооборудование 3-х фазного тока, устанавливаемое в помещениях с изоляционной обшивкой, следует заземлять отдельной или резервной жилой питающих кабелей.
6.11. Заземление передвижных силовых электроустановок допускается производить отдельным кабелем, прокладываемым совместно с питающим кабелем, если последний не имеет резервной жилы для использования в качестве заземляющей.
6.12. Проводники заземления электрооборудования временного электроснабжения должны иметь следующие площади сечения:
- для кабеля до 16 мм2 включительно - сечение, равное сечению токоведущей жилы питающего кабеля;
- для кабеля более 16 мм2 - сечение, равное 50% сечения токоведущей жилы, но не менее 16 мм ,
- для установочной арматуры и сетей освещения сечение не менее 1,5 мм2.
6.13. Присоединение заземляющих проводников к заземлителям и элементам конструкции корпуса судна должно быть выполнено сваркой, а к корпусам аппаратов, электрических машин и т.д. - болтовым соединением, при этом контактные поверхности должны иметь антикоррозионные покрытия. Концы заземляющих гибких проводников, применяемых для присоединения к корпусам аппаратов, электрических машин и т.д. должны иметь спрессованные или напаянные наконечники.
6.14. Запрещается установка устройств для заземления на съемных деталях судовых конструкций.
6.15. Заземляющие проводники должны быть доступны для осмотра и защищены от механических повреждений.
6.16. Экспериментальное определение общего сопротивления контура заземления (корпус судна - береговое заземляющее устройство) должно производиться, как минимум, один раз в шесть месяцев или один раз за время ремонта или строительства судна.
Измерения проводятся персоналом электролаборатории посредством специальных приборов. На основе результатов измерений составляется заключение о техническом состоянии заземляющего устройства, которое заносится в его паспорт.
6.17. Сопротивление заземляющего устройства не должно превышать следующих значений:
- в электроустановках при линейном напряжении источника трехфазного тока 380 В с заземленной или изолированной нейтралью - 4 Ом;
- в электроустановках с мощностью генератора или трансформатора 100 кВА и менее с изолированной нейтралью - 10 Ом;
6.18. При постройке и ремонте судов на стапелях, в доках и причалах и электропитании от заводской сети с заземленной нейтралью должны быть выполнены повторные заземления нулевого проводника в точках разветвлений сети заземления и на концах ответвлений.
Повторные заземления нулевого проводника должны быть выполнены также при значительной протяженности ремонтно-достроечных причальных линий и стапельных мест не менее, чем через каждые 1000 м линий.
6.19. Сопротивление заземляющего устройства с учетом заземлителей повторных заземлений нулевого провода должно быть не более 10 Ом при напряжении сети 380 В (ПУЭ, п. 1.7.64).
6.20. Запрещается совмещение защитного заземления с заземлением молниеотводного устройства.
6.21. Молниезащита ремонтируемых и строящихся судов должна обеспечиваться грозозащитными устройствами (молниеотводы, грозозащитные заземления) по ГОСТ 5.6176-87, если собственные элементы конструкции судна (мачты, полумачты, надстройки и т.д.) не обеспечивают защиту от прямого воздействия разрядов молнии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к настоящим Правилам
(справочное)
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термин |
Определение |
1. Внутренние устройства заземления корпуса электрооборудования |
Конструкции, расположенные внутри электрооборудования, имеющие с ним надежный электрический контакт, предназначенные для подключения перемычек (проводников) заземления корпуса электрооборудования. |
2. Временная электросеть |
Электрическая сеть, устанавливаемая и эксплуатируемая в период ремонта или постройки судна и демонтируемая после выполнения работ. |
3. Детали заземления на корпус судна |
Стандартизованные металлические конструкции (стойки, планки, шпильки), устанавливаемые на корпусе судна приваркой и предназначенные для подключения перемычек (проводников) заземления электрооборудования и кабеля. |
4. Двойная изоляция электроприемника |
Совокупность рабочей и защитной (дополнительной) изоляции, при которой доступные прикосновению части электроприемника не приобретают опасного напряжения при повреждении только рабочей или защитной (дополнительной) изоляции. |
5. Заземляющее устройство |
Совокупность заземлителя и заземляющих проводников. |
6. Заземлитель |
Проводник (электрод) или совокупность металлически соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей. |
7. Заземляющий проводник |
Металлический проводник, соединяющий заземляемые части электроустановки с заземлителем. |
8. Заземленная нейтраль |
Нейтраль генератора или трансформатора, присоединенная к заземляющему устройству непосредственно или через малое сопротивление (например, через трансформаторы тока). |
9. Заземление части электроустановки |
Преднамеренное электрическое соединение нетоковедущей части электроустановки с заземляющим устройством (корпусом судна или элементами его конструкций). |
10. Защитное заземление |
Преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей электроустановки, которые могут оказаться под напряжением. |
11. Замыкание на корпус |
Случайное электрическое соединение токоведущей части с металлическими нетоковедущими частями электроустановки. |
12. Защитное отключение электроустановки |
Автоматическое отключение всех фаз (полюсов) участка сети, обеспечивающее безопасные для человека сочетания тока и времени его прохождения при замыканиях на корпус или снижении уровня изоляции ниже определенного значения. |
13. Изолированная нейтраль |
Нейтраль генератора или трансформатора не присоединенная к заземляющем устройству или присоединенная к нему через приборы сигнализации, измерения, заземляющие дугогасящие реакторы и подобные устройства имеющие большое сопротивление. |
14. Нулевой защитный проводник |
Проводник, соединяющий заземляемые части электроустановок с глухозаземленной нейтралью генератора или трансформатора, в системе трехфазного тока. |
15. Напряжение прикосновения |
Напряжение между двумя точками цепи тока, которых одновременно касается человек. |
16. Напряжение шага |
Напряжение между двумя точками цепи тока, находящихся на расстоянии шага одна от другой, на которых одновременно стоит человек. |
17. Общее временное электрическое освещение |
Совокупность РЩ, сетей, светильников, предназначенных для освещения внутренних помещений и открытых палуб судна на период его ремонта или постройки. |
18. Рабочее заземление |
Постоянное или временное заземление одной или нескольких точек электрической сети, обеспечивающее работу электротехнических устройств в нормальных или аварийных режимах. |
19. Сопротивление заземляющего устройства |
Отношение напряжения на заземляющем устройстве к току, стекающему с заземлителя в землю. |
20.Усиленная изоляция |
Улучшенная рабочая изоляция, обеспечивающая такую же степень защиты от поражения электрическим током, как и двойная изоляция. |
21. Штатные электромеханизмы |
Электромеханизмы, стационарно установленные на судне и используемые в процессе его эксплуатации. |
22. Штатная электросеть |
Электросеть стационарно смонтированная на судне, используемая при его эксплуатации. |
23. Электробезопасность |
Система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества. |
24. Электрозащитные средства |
Переносимые и перевозимые изделия, служащие для защиты людей, работающих с электроустановками, от поражения электрическим током, от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля. |
25. Электроустановка |
Совокупность машин, аппаратов, линий, и вспомогательного оборудования (вместе с помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, трансформации, передачи и распределения электроэнергии. |
26. Электротехнологический персонал |
Персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы предприятия, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющий группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравненный к электротехническому. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к настоящим Правилам
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных документов, на которые имеются ссылки в Правилах
(по состоянию на 01 января 1997 г.)
1. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
2. ГОСТ 12.1.009-76. ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения.
3. ГОСТ 12.2.007.0-75. ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.
4. ГОСТ 12.2.013.0-91. ССБТ. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний.
5. ГОСТ 12.4.089-86. ССБТ. Строительство. Пояса предохранительные. Общие технические требования.
6. ГОСТ 14254-80. Изделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты. Обозначения. Методы испытаний.
7. ГОСТ 24334-80. Кабели силовые для нестационарной прокладки.
8. ОСТ 5.6176-87. Судовые грозозащитные устройства. Правила и нормы проектирования.
9. ОСТ 31.0013-96. ССБТ. Суда морские. Цвета сигнальные и знаки безопасности. Утверждены Департаментом морского флота Министерства транспорта Российской Федерации.
10. РД 5.0346-81. ССБТ. Электроснабжение строящихся и ремонтируемых судов. Требования безопасности. Введены Распоряжением Министерства судпрома СССР № 32/7-0346-905 от 22.12.81 г.
11. РД 31.21.30-97. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. Введены Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № МФ-34/654 от 07.04.97 г.
12. .РД 31.21.81-79. Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей. Оставлены