МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
15.09.97 г. г. Москва № 104
Об утверждении и введении в действие
Правил по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ РО-152-31.83.03-97)
В соответствии с постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 года № 129 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда" Министерством транспорта Российской Федерации разработаны отраслевые "Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота" (ПОТ РО-152-31.83.03-97). Указанные Правила согласованы с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (письмо Минтруда России от 18 августа 1997 г. № 4117-ЕК).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые "Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов морского флота (ПОТ РО-152-31.83-03-97) и ввести их в действие с 1 июля 1998 г.
2. Считать утратившими силу с 1 июля 1998 г. "Правила по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ" (РД 31.83.03-85), утвержденные инструктивным письмом Отдела охраны труда и техники безопасности ММФ от 6 августа 1985 года № ОТБ-10/308.
3. Организацию издания и рассылки Правил заинтересованным предприятиям и организациям возложить на Отраслевой научно-методический центр охраны труда на морском транспорте.
МИНИСТР Н.П. Цах
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
СОГЛАСОВАНО Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 августа 1997 г. № 4117-ЕК |
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от 15 сентября 1997 г. № 104 |
ПРАВИЛА
ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИИ РЕМОНТИРУЕМЫХ И СТРОЯЩИХСЯ СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА
ПОТ РО-152-31.83.03-97
Дата введения с 1 июля 1998 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗРАБОТАНЫ |
ЗАО Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ) |
|
Первый заместитель Генерального директора по научной работе, д-р техн. наук С.Н. Драницын Зав. отделом стандартизации - А.П. Вольваченко Руководитель темы, зав. лабораторией электротехники, к. т. н. В.Д. Филимонов Ответственный исполнитель, научный сотрудник А.С. Бровкин |
ВНЕСЕНЫ |
Отделом охраны труда Департамента кадровой и социальной политики- Министерства транспорта Российской Федерации Начальник отдела Н.А. Агошков |
СОГЛАСОВАНЫ |
Министерством труда и социального развития Российской Федерации |
УТВЕРЖДЕНЫ |
Министерством транспорта Российской Федерации |
ВВОДЯТСЯ |
взамен "Правил по электробезопасности при электроснабжении ремонтируемых и строящихся судов ММФ" (РД 31.83.03-85). |
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования электробезопасности к электрооборудованию временного электроснабжения ремонтируемых и строящихся судов морского флота, находящихся у причалов, в доках и на стапелях судоремонтных заводов (СРЗ).
1.2. Правила предусматривают требования по обеспечению безопасности электротехнического персонала электромонтажного цеха и отдела главного энергетика СРЗ при выполнении на судах работ по монтажу (демонтажу) и эксплуатации электрооборудования временного электроснабжения, а также производственного персонала цехов, участков, выполняющего судовые работы с использованием переносного электроинструмента, ручных электрических машин и передвижных электроустановок.
1.3. Правила содержат дополнительные требования к администрации и членам экипажей ремонтируемых судов, обязывающие их принимать меры безопасности при выполнении ремонтных работ производственным персоналом СРЗ в условиях эксплуатации судовой сети, подключенной к береговому электроснабжению.
1.4. Правила предусматривают также требования к конструкторской документации проектов на временное электроснабжение судов, которые должны быть учтены проектно-конструкторскими бюро СРЗ.
1.5. Термины и определения, использованные в тексте Правил, приведены в Приложении 1.
Правила разработаны с учетом требований государственных стандартов и отраслевых нормативных документов (Приложение 2).
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Требования к конструкторской и технологической документации.
2.1.1. При разработке конструкторской и технологической документации на временное электроснабжение ремонтируемого или строящегося судна должно быть учтено наличие на нем судовых помещений с повышенной опасностью и особо опасных в отношении возможности поражения электрическим током электротехнического и производственного персонала. (Классификация помещений в отношении опасности поражения людей электрическим током приведена в приложении 8 к РД 31.81.10-91 "Правила техники безопасности на судах морского флота" и в "Правилах устройства электроустановок" (ПУЭ) п. 1.1.13).
2.1.2. Для каждого ремонтируемого и строящегося судна к началу производства работ на нем должна быть разработана следующая конструкторская документация:
- технический проект на временное электроснабжение (допускается типовой по сериям судов), соответствующий технологии ремонта или постройки судна;
- рабочая документация, в комплект, которой должен входить текстовый документ: "Техническое описание и инструкция по эксплуатации электрооборудования (ЭО) временного электроснабжения" (примерный перечень рабочей документации приведен в приложении 3);
- инструкции по техническому обслуживанию (ТО) электроустановок, монтируемых на время ремонта или постройки судна, разработанные с учетом конкретных условий производства работ на судах. При этом инструкции должны содержать раздел "Указания мер безопасности", предназначенные для предупреждения случаев электротравматизма.
2.1.3. При разработке рабочей документации должны быть предусмотрены следующие защитные меры электробезопасности:
- защитные заземления корпусов электрооборудования;
- применение в необходимых случаях устройств защитного отключения (УЗО);
- применение разделительных и понижающих трансформаторов при использовании электроинструмента и ручных электрических машин;
- заземление и зануление корпуса судна при системе питания трехфазным током с заземленной нейтралью.
2.1.4. Выбор электрооборудования на стадии проектирования временного электроснабжения рекомендуется производить с учетом данных таблицы (приложение 4), в которой приведены обобщенные характеристики судовых помещений и соответствующее конструктивное исполнение электрооборудования по степени защиты в соответствии с "Правилами классификации и постройки морских судов. Морской регистр судоходства. Часть XI. Электрическое оборудование".
2.1.5. Конструкторская документация на системы временного электроснабжения судов и инструкции по ТО временных электроустановок должны быть разработаны с учетом требований следующих нормативных документов:
- "Правил устройства электроустановок "(ПУЭ);
- "Правил эксплуатации электроустановок потребителей";
- "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей";
- настоящих Правил.
2.1.6. Документация технического проекта на временное электроснабжение судна и инструкции по ТО электроустановок должны быть согласованы с главным энергетиком, руководителем службы охраны труда и утверждены главным инженером СРЗ.
2.2. Требования к электротехническому персоналу.
2.2.1. Обучение и инструктажи по безопасному производству работ должны проводиться с электротехническим персоналом СРЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, РД 31.87.01-95 "Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений морского транспорта" и РД 31.87.03-95 "Положение об обучении, инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта".
2.2.2. Руководителем работ по эксплуатации и ремонту электроустановок временного электроснабжения судов назначается лицо из административно-технического персонала СРЗ, имеющее квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV.
2.2.3. К работам по временному электроснабжению ремонтируемых и строящихся судов допускаются лица мужского пола достигшие 18-летнего возраста, имеющие:
- заключение медицинской комиссии на допуск к работе с электроустановками;
- удостоверение с группой по электробезопасности не ниже III, выдаваемое квалификационной комиссией после прохождения производственного обучения и проверки знаний.
2.2.4. К работам на судах с использованием электроинструмента и ручных электромашин или передвижных электроустановок допускается электротехнологический персонал производственных цехов и участков, имеющий группу по электробезопасности не ниже II.
2.2.5. Электротехнический персонал обязан соблюдать общие требования по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности в соответствии с РД 31.83.04-89 "Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота".
По вопросам охраны труда и производственной санитарии, не предусмотренным настоящими Правилами, работающие должны руководствоваться инструкциями по охране труда для конкретных профессий и видов работ.
2.3. Обязанности администрации и членов экипажей ремонтируемых судов при электроснабжении от береговой сети.
2.3.1. По распоряжению администрации судна общее руководство действиями дежурного электрика СРЗ и членов экипажа по подключению (отключению) судовой сети к береговой возлагается на электромеханика (или на лицо, заменяющее его) в соответствии с положениями РД 31.21.81-79 "Инструкция по электроснабжению судов от береговых сетей".
2.3.2. Электромеханик должен ежедневно проверять исправность судовой сети общего и аварийного освещения проходов по судну и маршрутов эвакуации людей. Дополнительное освещение ремонтных зон на судне и рабочих мест должен обеспечивать электротехнический персонал СРЗ.
2.3.3. При электроснабжении судна от береговой сети электромеханик обязан:
- проконтролировать правильность подсоединения проводников заземления и зануления корпуса судна и береговой электроколонки в соответствии с требованиями раздела 6 (п. 6.1 и 6.6) настоящих Правил;
- измерять сопротивление изоляции передвижных электроустановок на напряжение 380 В, подключаемых к судовой сети, перед началом выполнения ремонтных работ производственным персоналом СРЗ;
- контролировать выполнение ремонта судового электрооборудования электротехническим персоналом СРЗ. При этом перед началом работ должны быть выполнены необходимые технические мероприятия для обеспечения безопасности труда работающих в соответствии с "Извещением по охране труда № 1-95" (п. 5.7)к РД 31.81.10-91 "Правила техники безопасности на судах морского флота" и РД 31.21.30-97 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций". Часть VI "Судовое электрооборудование".
2.4. Порядок пользования средствами защиты
2.4.1. Электротехнический персонал СРЗ обслуживающий электроустановки, должен быть снабжен основными электрозащитными средствами и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами комплектования, установленными для цехов, участков СРЗ (перечень средств защиты приведен в приложении 5).
2.4.2. В помещениях распределительных: устройств (РУ) временного электроснабжения судов должны находиться средства защиты, перечень которых приведен в "Нормах комплектования средствами защиты РУ до 1000 В" (приложение 8 к "Правилам применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним").
Указанные средства защиты необходимо хранить в ящиках, сумках или чехлах.
2.4.3. Лица, получившие средства защиты в индивидуальное пользование, отвечают за правильную их эксплуатацию и своевременную отбраковку.
2.4.4. Ответственность за своевременное обеспечение персонала испытанными средствами защиты, организацию правильного хранения, проведение периодических осмотров и испытаний средств защиты несет администрация цеха, участка, отдела.
2.4.5. Основные электрозащитные средства и резиновые диэлектрические галоши, полученные для эксплуатации от заводов-изготовителей или со складов, должны быть проверены по нормам эксплуатационных испытаний. В процессе эксплуатации электрозащитные средства следует подвергать периодическим и внеочередным (проводимым после ремонта) испытаниям в соответствии с нормами и сроками испытаний средств защиты (Приложение 5).
2.4.6. Перед каждым применением средства защиты персонал обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, а также проверить по штампу срок годности.
Запрещается применение средств защиты с истекшим сроком годности.
2.4.7. Рабочие места при ТО электроустановок должны оборудоваться защитными ограждениями (щиты, изолирующие накладки) с вывешиванием постоянных или переносных предупреждающих знаков безопасности с надписью. "СТОЙ! НАПРЯЖЕНИЕ".
На рукоятках временно отключенных коммутационных аппаратов РУ должна вывешиваться табличка с запрещающей надписью: "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! Работают люди".
Все знаки безопасности и таблички с надписями вывешиваются и снимаются одним из работающих из числа электротехнического персонала.
2.4.8. Знаки и таблички с дополнительными надписями должны изготавливаться из листового изоляционного материала и соответствовать требованиям ОСТ 31.0013-96. "ССБТ. Суда морские. Цвета сигнальные и знаки безопасности".
2.4.9. Электромонтажные работы на судах на высоте более 1,3 м от поверхности палубы или рабочего настила должны выполняться с применением предохранительных поясов и страховочных канатов (по ГОСТ 12.4.089-86), если не предусмотрена специально огражденная площадка.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ВРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СУДОВ
3.1. Источники электропитания и распределительные устройства электроприемников.
3.1.1. Электроснабжение ремонтируемых и строящихся судов может быть осуществлено как переменным, так и постоянным током в зависимости от источников питания, имеющихся на предприятии, и в соответствии с проектом временного электроснабжения.
В зависимости от рода тока и назначения электроприемников на всех стадиях ремонта и постройки судов допускается применение напряжений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Максимально допустимые значения напряжений для электроприемников.
Наименование электроприемников |
Максимально допустимые значения напряжений, В |
|
постоянный ток |
переменный ток |
|
Силовые электроприемники и сварочные агрегаты. |
220 |
380 |
Общее временное освещение (при высоте подвеса светильников не менее 2,5 м над палубой). |
220 |
220 |
Общее временное освещение (при высоте подвеса светильников менее 2,5 м над палубой, РД 31.83.04-89, п.1.11.9.). |
¾ |
42 |
Ручные переносные светильники. |
24 |
12 |
Электроинструмент и ручные электромашины класса II |
220 |
220 |
Электроинструмент и ручные электромашины класса III |
42 В, 50 Гц или 42 В, не выше 200 Гц |
3.1.2. Сети временного общего освещения и силовых электроприемников должны подключаться к раздельным источникам электропитания 3-х фазного тока с изолированными нейтралями.
3.1.3. Допускается подключение силовых электроприемников к сети с заземленной нейтралью в случае отсутствия возможности перевода на сеть с изолированной нейтралью.
3.1.4. Напряжение 220 В переменного и постоянного тока для общего освещения допускается применять при использовании светильников с электрозащитной блокировкой, обеспечивающей отключение светильника от сети при ремонте, снятой защитной сетке и замене лампы (ТУ 5.633-5036-72. Светильники общего освещения с электрозащитной блокировкой.)
3.1.5. Допускается применять светильники без электрозащитной блокировки в конструктивном исполнении, исключающем доступ к лампам и токоведущим частям без использования специального ключа.
3.1.6. Сеть временного аварийного освещения должна быть предусмотрена на строящихся судах.
Установка светильников аварийного освещения производится согласно рабочей документации на временное электроснабжение судна.
3.1.7. На ремонтируемых судах допускается не предусматривать сеть временного аварийного освещения при условии наличия на судне действующего аварийного дизель-генератора или аккумуляторной батареи аварийного освещения.
3.1.8. Сеть аварийного освещения должна включаться автоматически при исчезновении напряжения сети временного основного освещения или при его снижении на 40%.
3.1.9. РУ, устанавливаемые на судах на время ремонта или постройки, должны иметь конструкцию с необходимой степенью защиты (по ГOCT 14254-80) в зависимости от места их установки и условий эксплуатации и удовлетворять требованиям ПЭУ (п. 4.1.18).
3.1.10. РУ должны быть расположены в электропомещениях или огражденных местах производственных помещений. Проходы к ним не должны загромождаться, при этом ширина и высота проходов обслуживания с лицевой и задней стороны РУ должны составлять соответственно: 0,8 м и 1,9 м (ПУЭ, п. 4.1.21).
3.1.11. Запрещается размещать РУ в судовых помещениях, запирающихся в процессе выполнения работы даже на непродолжительное время.
3.1.12. Запрещается применять РУ и электроаппаратуру с открытыми токоведущими частями.
3.1.13. На лицевой стороне РУ должны быть нанесены надписи, указывающие номер РУ, назначение отдельных панелей и фидеров электроприемников, а также знаки безопасности в соответствии с требованиями "Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках".
3.1.14. РУ должны устанавливаться на жестких конструкциях и надежно закрепляться. Высота крепления (верхняя точка крепления) не должна превышать 2,0 м.
3.1.15. Конструкция крепления электрооборудования временного электроснабжения должна допускать возможность демонтажа и повторной его установки на последующих судах.
3.2. Временные сети электроснабжения, их монтаж и эксплуатация
3.2.1. Монтаж временных электрических сетей электроснабжения должен производиться кабелями с резиновой изоляцией жил и защитной (шланговой) оболочкой из негорючей, маслостойкой резины на номинальное напряжение 500-700 В переменного и 1000 В постоянного тока с учетом категории судовых помещений по степени электробезопасности.
3.2.2. Кабельные линии временного электроснабжения должны прокладываться от причала до судна с достаточным запасом по длине, исключающим чрезмерное натяжение кабелей при любом изменении положения судна относительно причала.
При этом рекомендуется применять кабели для нестационарной прокладки (ГОСТ 24334-80).
3.2.3. Допускается выполнять временные электрические сети на напряжение 12 В, 42 В, 50 Гц и 42 В, 200 Гц проводами и кабелями с изоляцией на номинальное напряжение не ниже 500 В.
3.2.4. Запрещается применять для временных сетей кабели с алюминиевыми жилами.
3.2.5. Работы по монтажу временных сетей электроснабжения допускается производить после выполнения технических мероприятий, обеспечивающих безопасные условия труда в соответствии с РД 5.0346-81 (п. 8.3) "ССБТ. Электроснабжение строящихся и ремонтируемых судов. Требования безопасности".
3.2.6. Монтаж электрооборудования и кабелей временных сетей электроснабжения в замкнутых и труднодоступных помещениях ремонтируемых и строящихся судов должен производиться только после проверки содержания вредных примесей в воздухе помещения при работающей приточно-вытяжной вентиляции. При этом работы должны выполняться не менее, чем двумя работающими, один из которых назначается наблюдающим (приложение 4 к РД 31.83.04-89).
3.2.7. При выполнении работ с частичным снятием напряжения с электроустановки, остающиеся под напряжением токоведущие части, доступные случайному прикосновению к ним работающих, должны быть отделены защитными ограждениями в виде изолирующих накладок из диэлектрической резины.
3.2.8. Кабели на палубах и других открытых местах должны быть надежно защищены от механических повреждений металлическими трубами, кожухами, коробами и т.д. Защитные трубы, кожухи и короба должны иметь окраску, отличающуюся от окружающего оборудования.
Рекомендуется прокладывать кабели по бортам судов на специальных подвесках с помощью струбцин.
3.2.9. Все соединения и ответвления кабелей и проводов следует производить посредством установки соединительных коробок.
3.2.10. Кабели и провода временного электроснабжения судов должны быть целыми, без сростков.
3.2.11. Допускается в отдельных случаях сращивание кабелей и проводов горячей пайкой или опрессовкой с последующей вулканизацией изоляции этих мест и защитой их от возможных механических повреждений.
3.2.12. Запрещается использовать при прокладке кабелей временного электроснабжения от береговых источников питания люки, лазы, иллюминаторы, а также штатные переборочные коробки, сальники (РД 5.0346-81, РД 31.83.04-89, п. 1.15.45).
3.2.13. Запрещается, по условиям механической прочности и надежности, производить прокладку кабелей сечением жилы: к силовым электроприемникам менее 2,5 мм2, для сетей освещения" и инструмента менее 1,5 мм2.
3.2.14. Запрещается совместная прокладка электросварочных кабелей со шлангами и трубопроводами ацетилена и кислорода; при их пересечении расстояние между ними должно быть не менее 0,3 м (РД 31.83.04-89, п. 1.15.49).
3.2.15. Электрические кабели (электропроводка) временного электроснабжения должны быть расположены от трубопроводов ацетилена и других горючих газов на расстоянии не менее 1,0 м, а от трубопроводов кислорода - на расстоянии не менее 0,5 м.
3.2.16. Эксплуатация систем временного электроснабжения разрешается после их приемки заводской комиссией с составлением акта.
В состав заводской комиссии должны входить представители административно-технического персонала отдела главного энергетика, электромонтажного цеха и службы по охране труда.
3.2.17. Приемка в эксплуатацию установленного на судне ЭО должна производиться в соответствии с положениями "Инструкции по эксплуатации ЭО временного электроснабжения" (приложение 3). При этом также должны быть рассмотрены результаты приемо-сдаточных испытаний смонтированных электроустановок.
3.2.18. В процессе приемо-сдаточных испытаний должны быть проведены следующие измерения параметров и испытания установленного ЭО:
- измерения сопротивления изоляции временных сетей электроснабжения и установленных электроприемников. При этом измеренные значения сопротивления изоляции не должны быть ниже 0,5 МОм;
- измерение общего сопротивления контура заземления "корпус" судна - береговое заземляющее устройство", которое должно быть не выше 4 Ом;
- проверка срабатывания аппаратов электрической защиты электроприемников при опытном однофазном коротком замыкании (к.з.) на "корпус" в системе питания 3-х фазным током с заземленной нейтралью. Проверка производится, как минимум, для двух фидеров питания силовых электроприемников, наиболее удаленных от РУ. (Информация об измерениях и испытаниях ЭО приведена в приложении 6).
- выборочная проверка работоспособности коммутационных аппаратов РУ посредством их включения и отключения без нагрузки.
3.2.19. При ТО и ремонтах ЭО временного электроснабжения судов электротехнический персонал СРЗ должен руководствоваться положениями инструкций по эксплуатации и ТО электрооборудования, входящих в комплект конструкторской документации (раздел 2, п.2.1.2 настоящих Правил).
3.2.20. Открытые участки кабельных трасс и кабели заземления корпуса судна должны ежедневно осматриваться электротехническим персоналом СРЗ. Результаты осмотров и принятые меры следует отмечать в специальном журнале.
Измерения сопротивления изоляции кабельных сетей совместно с РУ должны производиться не реже 1 раза в месяц.
3.2:21. Техническое обслуживание РУ заключается в проведении периодических осмотров, при этом должны быть выполнены следующие проверки:
- исправности действия автоматических и пакетных выключателей посредством их отключения и повторного включения без нагрузки;
- наличия запасных плавких вставок (элементов) и изолирующих клещей для извлечения предохранителей;
- наличия диэлектрических перчаток, ковров и других электрозащитных средств;
- состояния контактных соединений РУ.
3.3. Светильники общего, переносного и аварийного освещения.
3.3.1. Светильники, применяемые для общего переносного и аварийного освещения на ремонтируемых и строящихся судах, должны иметь габариты, позволяющие устанавливать в