Министерство топлива и энергетики Российской Федерации
НОРМЫ ВРЕМЕНИ
НА РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ПОДСТАНЦИЙ НАПРЯЖЕНИЕМ 1150 кВ
Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание воздушных линий и оборудования подстанций напряжением 1150 кВ рекомендуется для применения на предприятиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Нормы времени на ремонт и техническое обслуживание воздушных линий и оборудования подстанций напряжением 1150 кВ рекомендуются для применения на предприятиях Минэнерго СССР.
2. При разработке норм времени использованы:
- фотохронометражные наблюдения;
- технические расчеты;
- технические характеристики электрооборудования 1150 кВ, механизмов, приспособлений, инструмента, применяемого при ремонте и техническом обслуживании оборудования ВЛ и ПС напряжением 1150 кВ;
- результаты анализа труда на ремонте,
3. Норма времени приведена на весь состав исполнителей (звена) на соответствующую единицу измерения работы и указана в человеко-часах (чел.-ч.).
Норма времени учитывает время, необходимое на выполнение работы в соответствии с ее содержанием, в котором перечислены только основные операции. Второстепенные операции в содержании работы не указаны, однако их выполнение обязательно и они учтены в норме времени.
Кроме того, в норме времени учтено время:
- на подготовительно-заключительные работы;
- на работу по обслуживанию рабочего места;
- на отдых и личные надобности.
Норма времени рассчитана по формуле:
,
Где: Топ - оперативное время;
aпз - доля (в процентах) от Топ времени на подготовительно-заключительные работы;
aоб - доля (в процентах) от Топ времени на работу по обслуживанию рабочего места;
aотл - доля (в процентах) от Топ времени на отдых и личные надобности.
4. Время на подготовительно-заключительные работы включает в себя время на получение и ознакомление с порядком выполнения задания, сдачу выполненной работы, на получение и сдачу инструмента, приспособлений; ознакомление с технической документацией; установку и снятие оснастки и приспособлений, их погрузку на автотранспорт и выгрузку, уборку рабочего места после завершения работы.
5. Время на обслуживание рабочего места включает в себя время на переходы членов звена, перемещение механизмов, материалов, приспособлений в пределах рабочей зоны на расстояние до 50 м для воздушных линий и до 10 м для оборудования подстанций; на подключение механизированного инструмента к стационарным разводкам в пределах рабочей зоны и уход за ними; протирку и смазку приспособлений; заправку и заточку инструмента.
6. Время на подготовительно-заключительные работы и обслуживание рабочего места для открытых распределительных устройств, в сумме учтено в норме времени в размере 15% от оперативного времени, для воздушных линий - 25% от оперативного времени.
Время на отдых и личные надобности для открытых распределительных устройств учтено в норме времени в размере 20% от оперативного времени, для воздушных линий при работе на высоте - 20%, при работе на земле - 15% от оперативного времени.
7. В норме времени не учтено время на:
- проверку исправности грузоподъемных машин и механизмов;
- отыскание места повреждения ВЛ приборами;
- перемещение материалов за пределами рабочей зоны (30 м при ремонте ВЛ и 10 м при ремонте оборудования подстанций) и их погрузку и выгрузку;
- доставку спецмеханизмов в рабочую зону;
- доставку оборудования на склад и со склада до рабочей зоны;
- сварочные работы;
- проезд рабочих к месту производства работ и обратно;
- организационные и технические мероприятия, выполняемые в соответствии с ПТБ.
8. Время на проезд рабочих к месту работы и обратно определяется по таблице 2.
9. Наименование профессий и разряды рабочих указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС):
- электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи (в нормах времени для краткости - электромонтер) - ЕТКС. Вып. 9 (М.: НИИ труда, 1985);
- электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств (в нормах времени для краткости - электрослесарь) - ЕТКС. Вып. 9 (М.: НИИ труда, 1985);
- машинист автовышки и автогидроподъемника (в нормах времени для краткости - машинист т/в) - ЕТКС. Вып. 3 (M.: НИИ труда, 1986);
- водитель автомобиля (в нормах времени для краткости - водитель а/м) - ЕТКС. Вып. 3 (М.: НИИ труда, 1986).
10. Если в норме времени числовые значения длины, диаметра, объема и т.п. указаны со словом "до", то следует понимать "включительно".
11. Нормы времени разработаны для наиболее распространенных условий выполнения работ: применение машин, механизмов, специнструмента, оснастки, приспособлений; выполнение требований ПТЭ, ПТБ и правил пожарной безопасности; работы выполняются со снятием напряжения; ремонт и техническое обслуживание ВЛ, проходящих по невспаханной без зарослей равнинной или холмистой с крутизной склонов до 1:5 местности, при снежном покрове глубиной до 0,5 м; без применения экранирующих костюмов.
12. При выполнении работ в зимних условиях на открытом воздухе нормы времени применять с поправочным коэффициентом применительно к группам работ и температурным зонам местностей и районов СССР, приведенным в приложении 3 общей части "Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" (ЕНИР) - М.: Стройиздат, 1987.
13. При выполнении работ в условиях, отличающихся от учтенных в нормах времени, нормы времени применять с поправочным коэффициентом, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Поправочные коэффициенты к нормам времени на условия производства работ
Условия производства работ |
Коэффициент |
Пункт нормы времени, на который распространяется коэффициент |
1 |
2 |
3 |
На болотистой местности |
1,4 |
1.1; 3.1.9; 2.1-2.21 |
На местности, покрытой кустарником |
1,3 |
1.1; 1.3; 2.1-2.21 |
На местности из барханных песков |
1,3 |
1.3; 2.1-2.21 |
На вспаханном поле или в распутицу (независимо от времени года) |
1,25 |
1.1; 3.1.9; 2.1-2.21 |
На местности со снежным покровом глубиной более 0,5 м |
1,15 |
1.3; 2.1-2.21 |
На лесной просеке |
1,3 |
1.1; 2.1-2.21 |
В горных условиях и на склонах с углом более 1:5 |
1,4 |
1.1; 2.1-2.21 |
В зоне наведенного напряжения от ВЛ |
1,06 |
Для всех видов работ, выполняемых в соответствующих условиях |
С использованием экранирующих костюмов при: |
|
|
температуре наружного воздуха до +25 °С |
1,05 |
Для всех видов работ, выполняемых в соответствующих условиях |
температуре наружного воздуха свыше +25 °С до 30 °С |
1,10 |
|
температуре наружного воздуха свыше +30 °С |
1,25 |
14. При необходимости по условиям производства работ одновременного применения к нормам времени нескольких поправочных коэффициентов, эти коэффициенты перемножаются, за исключением случаев, в которых условия производства работ не могут действовать одновременно, как взаимоисключающие, или если коэффициенты учитывают одни и те же условия.
15. До введения настоящих норм времени необходимо привести организационно-технические условия в соответствие с этими нормами и произвести инструктаж рабочих.
При внедрении на предприятии более прогрессивных, чем это предусмотрено в настоящих нормах времени, организации труда, технологии работ, оснастки и т.п., обеспечивающих более высокий уровень производительности труда, следует разрабатывать и вводить в действие в установленном порядке местные технически обоснованные нормы времени.
Таблица 2
Затраты времени (в часах) на проезд рабочих от ремонтной базы к месту работы (и обратно)
Расстояние |
Летом |
Зимой |
||||
Шоссейная дорога (скорость движения 145 км/ч) |
Грунтовая дорога (скорость движения 30 км/ч) |
По трассе (скорость движения 15 км/ч) |
Шоссейная дорога (скорость движения 40 км/ч) |
Грунтовая дорога (скорость движения (25 км/ч) |
По трассе (скорость движения 10 км/ч) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
0,11 |
0,16 |
0,33 |
0,12 |
0,20 |
0,50 |
10 |
0,22 |
0,33 |
0,66 |
0,25 |
0,40 |
1,00 |
15 |
0,33 |
0,50 |
1,00 |
0,37 |
0,60 |
1,50 |
20 |
0,45 |
0,66 |
1,34 |
0,50 |
0,80 |
2,00 |
25 |
0,55 |
0,83 |
1,66 |
0,62 |
1,00 |
2,50 |
30 |
0,67 |
1,0 |
2,00 |
0,75 |
1,20 |
3,00 |
35 |
0,78 |
1,16 |
2,33 |
0,88 |
1,40 |
3,50 |
40 |
0,89 |
1,33 |
2,66 |
1,00 |
1,60 |
4,00 |
45 |
1,00 |
1,50 |
3,00 |
1,12 |
1,80 |
4,50 |
50 |
1,11 |
1,66 |
3,33 |
1,25 |
2,00 |
5,00 |
60 |
1,34 |
2,00 |
4,00 |
1,50 |
2,40 |
6,00 |
70 |
1,55 |
2,30 |
4,75 |
1,75 |
2,80 |
7,00 |
80 |
1,78 |
2,64 |
5,36 |
2,00 |
3,20 |
8,00 |
90 |
2,00 |
3,00 |
6,00 |
2,24 |
3,60 |
9,00 |
100 |
2,21 |
3,31 |
6,55 |
2,50 |
4,00 |
10,0 |
Характеристика применяемого оборудования
Наименование оборудования |
Тип. Краткая техническая характеристика ГОСТ, ТУ |
При каких работах применяется |
1 |
2 |
3 |
Бригадная автомашина |
БМЛ-66м Число мест в кабине водителя - 2 Число мест в кузове - 13 Максимальная скорость передвижения - 70 км/час Мощность бензоэлектрического агрегата 4 кВт |
1.1-1.11; 2.1-2.20 |
Бригадная автомашина |
Урал-375 (автобус) |
2.1-2.20 |
Телескопическая вышка |
Бронто-330 (Финляндия) |
2.4; 2.6; 2.12; 2.21; 4.1.2-4.1.4 4.1.7¸4.1.9; 4.1.11; 4.1.12; 4.2.2¸4.2.4; 4.2.7¸4.2.9; 4.2.12; 4.2.13; 4.4.1-4.4.5; 4.4.7-4.4.14; 4.5.5; 4.6.1-4.6.8; 4.7.1-4.7.4 4.7.6; 4.7.7; 4.7.10; 4.8; 4.9.1; 5.1.3; 5.1.16; 5.1.24; 5.1.26; 5.1.28; 5.1.29; 5.2.3-5.2.15; 5.2.23; 5.2.25; 5.2.27; 5.2.28; 5.4.2-5.4.6; 5.4.9; 5.4.12; 5.4.13; 5.4.15; |
Телескопическая вышка |
ТВ-26Е ТУ 34-13-12 Грузоподъемность, кг – 350 Высота подъема, м – 26 Скорость подъема, м/мин – 16-18 |
|
Агрегат для монтажа зажимов методом опрессования |
МИ-1Б. Рабочее давление, кгс/см2 - 450. Диаметр плунжера, мм - 50. Диаметр поршня мм - 120 Общая масса, кг - 84 |
2.1-2.5 |
Агрегат опрессовочный с двигателем внутреннего сгорания |
П-100 МА Усилие пресса - 100 ТС Привод - 4,5 кВт Масса - 895 кг |
2.1.2; 2.2.3; 2.4; 2.5 |
Комплект бригадного инструмента |
БИ-64 |
2.1-2.20 |
Стропы петлевые стального каната |
|
2.1-2.3; 2.5-2.15 |
Измеритель тяжения в оттяжках ЛЭП |
ИНОО |
1.6; 1.8; |
Переносное защитное заземление - 110 кВ |
|
2.1-2.20 |
Автокран |
СМК-10 |
5.1.5; 5.1.6; 5.1.11; 5.1.14; 5.1.15; 5.1.16; 5.1.28; 5.2.5; 5.2.6; 5.2.13; 5.2.14; 5.2.15 |
Набор монтерского инструмента |
МИ-64 |
2.1-2.20 |
Приспособление для подвески |
|
2.1-2.20 |
Ролики монтажные для раскатки одного провода |
М1Р-8, масса - 8,4 кг |
|
Зажимы натяжные монтажные |
МК-3. Масса - 7,5 кг |
2.1; 2.2; 2.3 |
То же |
МК-2. Масса - 4,3 кг |
2.1; 2.2; |
Щипцы для установки замков в головке шапок изоляторов и ушек |
МИ-38 |
2.6; 2.7; 2.8; 2.9-2.15 |
Лебедка червячная |
ПРМ-0,5. Канатоемкость – 115 м Тяговое усилие - 0,5 тс Масса - 60 кг |
2.6-2.15 |
Тележка для замены распорок на грозотросе |
Касса - 40 кг Грузоподъемность - 100 кг |
2.17 |
Тележка для перемещения по проводам расцепленной фазы |
Касса - 40 кг Грузоподъемность - 100 кг |
2.16 |
Лестница подвесная металлическая |
Грузоподъемность - 270 кг |
2.1-2.3; 2.5; 2.7-2.9; 2.14; 2.16; 2.17 |
Трап для ремонта натяжных гирлянд грозозащитного троса |
|
2.15 |
Костюм экранирующий |
|
|
Болт стяжной с усилием 8 ТС 5 ТС |
|
2.8; 2.11; 2.12; 2.14 |
Тросы такелажные диаметром 8 мм |
|
2.1-2.3; 2.5 |
12 мм |
|
|
17 мм |
|
|
22 ми |
|
|
27 мм |
|
|
Канаты хлопчатобумажные диаметром 10 мм |
ГОСТ 483-75 Разрывная нагрузка 628 кгс |
2.1-2.20 |
19 мм |
|
|
32 мм |
|
|
Канат капроновый диаметром 10 мм |
ГОСТ 10293-77 1240 |
2.1-2.20 |
11 мм |
1730 |
|
13 мм |
2260 |
|
Блок полиспастный малогабаритный |
БП-3 Грузоподъемность - 3 т |
2.1-2.3; 2.5-2.10 |
Блок отводной полиспастный |
БП-8 Грузоподъемность – 8 т Масса - 14,5 кг |
2.1-2.3; 2.5-2.15 |
Блок монтажный |
МИ-363 |
2.1; 2.3; 2.5-2.15 |
Блок грузовой с откидной серьгой |
Грузоподъемность - 5 т |
2.1-2.3; 2.4-2.15; 4.6.1-4.6.8; 4.7.1-4.7.11; 4.8; 4.9.1; 5.1.1-5.1.35; 5.2.1-5.2.36; 5.4.1-5.4.10 |
Тельфер |
Грузоподъемность – 10 т |
5.1.7-5.1.9; 5.1.12; 5.1.13; 5.1.34; 5.2.7-5.2.9; 5.2.11; 5.2.12; 5.2.34; 5.8.1; 5.8.8 |
Таль ручная шестеренчатая |
РТК-1 |
5.1.8-5.1.13; 5.2.8-5.2.12; 5.4.4; 5.5.7; 5.5.10; 5.8.7; 5.8.8 |
Вакуум-насос |
ВН-4Г, ВН-6Г |
5.3.2; 5.3.3; 5.5.2; 5.5.12; 5.6.3; 5.8.3; 5.8.6; 5.10.2-5.10.5 |
Электронасос |
РЗ-7,5 |
5.5.11; 5.6.3; 5.6.9; 5.8.2; 5.8.8; 5.10.2; 5.10.4; 5.10.6 |
Подмостки и настилы |
|
5.1.5-5.1.28; 5.2.5-5.2.27; 5.4.2-5.4.15; 5.7.3; 5.7.4; 5.9.3; 5.9.4 |
Приспособление для проверки расстояния между соплами подвижного и неподвижного контактов дугогасительного устройства |
8СЯ, 487001 |
5.1.9; 5.1.10; 5.1.12; 5.2.9; 5.2.10; 5.2.11 |
Подъемник для установки пневматического привода в шкаф управления |
6СЯ.773.008 |
5.1.19; 5.2.18 |
Пневмогайковерт |
ИП-31-13 |
5.1.5; 5.1.8; 5.1.12; 5.1.13; 5.1.15; 5.1.16; 5.2.5; 5.2.8; 5.2.11; 5.2.12; 5.2.14; 5.2.15 |
Ключ для заворачивания контакта ввода (неподвижного с дутьевым клапаном) |
5СЯ.484.002 |
5.1.8; 5.1.9; 5.1.12; 5.2.8; 5.2.9; 5.2.11 |
Моментный ключ для затягивания гаек, крепящих покрышку ввода |
5СП.484.026 |
5.1.8; 5.1.9; 5.1.12; 5.2.8; 5.2.9; 5.2.11 |
Ключ для завинчивания и отвинчивания кольца контактного дугогасительного устройства (стойки) |
5СЯ.484.003 |
5.1.10; 5.2.10 |
Ключ для завинчивания (отвинчивания) сопла резистора дугогасительной камеры |
5СЯ.484.008 |
5.1.8-5.1.12; 5.2.8-5.2.11 |
Ключ для специальных гаек дугогасительного устройства |
М-6, 5СЯ.484.007 5СЯ.484.012 |
5.1.8; 5.1.10; 5.1.12; 5.2.8; 5.2.10; 5.2.11 |
Ключ для завинчивания (отвинчивания) сопла контакта дугогасительного устройства |
8СЯ.484.001 5СЯ.484.005 |
5.1.8; 5.1.12; 5.2.8; 5.2.11 |
Ключ предельный для эластичного крепления изоляторов |
ВД5.484.021.2 ВД5.484.021.1 |
4.4.10; 4.6.7; 4.7.10; 5.1.12; 5.1.14-5.1.16; 5.1.24; 5.2.11; 5.2.13; 5.2.15; 5.2.23; 5.4.5; 5.4.6; 5.4.12 |
Пистолет-краскораспылитель |
СО-44(0-747-А) |
5.1.32; 5.2.32; 5.4.14; 5.5.12 |
Шприц ручной поршневой |
ШРП-25 |
4.4.2-4.4.9; 5.4.7; 5.4.8; 5.4.11 |
Осциллограф |
H-105 ГОСТ 9829-72 |
5.1.28; 5.2.27 |
Мегаомметр на 2500 В |
М 4100/5 Ф 4100 |
4.3.9; 4.3.13; 4.7.8; 5.1.9; 5.1.13; 5.1.14; 5.2.9; 5.2.12; 5.2.13; 5.4.5-5.4.7; 5.5.10; 5.6.4; 5.7.4; 5.8.7; 5.9.4; 5.10.5 |
Вакуумметр |
ОБА-1-100 |
5.3.3; 5.8.8; 5.10.4; 5.10.5; 5.2.27; 5.4.4; 5.4.5 |
Специальный кран с телевышкой |
КСТ-5а ТУ 34-253-73 |
5.4.8; 5.4.9; 5.7.3; 5.7.4; 5.9.3 |
Передвижная ремонтная мастерская |
ЭМ-01 |
4.1.1-4.1.13; 4.2.1-4.2.14; 4.3.1-4.3.15; 4.4.1-4.4.14; 4.5.1-4.5.5 |
Микроомметр |
Ф-415 ГОСТ 23706-79 |
4.1.2; 4.2.2; 5.1.3; 5.2.3; 5.9.4 |
Коромысло |
2КУ-30-2 |
2.13 |
Скоба |
СКТ-12-1 |
2.13 |
Стяжное устройство с займами |
|
2.15 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Организация труда при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи напряжением 1150 кВ.
Работы на воздушных линиях электропередачи 1150 кВ выполняются бригадами (звеньями) электромонтеров. В состав бригады (звена) включаются машинисты спецмеханизмов (телескопических автовышек, автомобильных кранов).
Действия и последовательность действий электромонтеров по ремонту воздушных линий электропередачи при ремонте и техническом обслуживании ВЛ-1150 кВ определяются "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.: Энергоатомиздат, 1987), "Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей" (М.: Энергоатомиздат, 1989), "Типовыми технологическими картами по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 1150 кВ" (Уралтехэнерго, 1983).
Бригада (звено) должна быть обеспечена:
механизмами, автотранспортом, такелажными приспособлениями, инструментом, средствами защиты, средствами связи;
производственными и бытовыми помещениями;
необходимой технической документацией и производственными инструментами.
В целях повышения производительности труда осуществляется совмещение профессий, машинистов автовышек телескопических и водителей автомобиля с профессией электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи.
Настоящие Нормы времени предусматривают рациональное использование производственной площади, транспортных средств; рациональное размещение такелажной оснастки, приспособлений, инструмента, спецмеханизмов.